Глава правительства выступил перед депутатами с ежегодным отчетом, который стал, конечно, рассказом о мерах, предпринятых для противостояния беспрецедентному санкционному давлению

Глава правительства обратился к депутатам с годовым отчетом, который, безусловно, стал историей мер, принимаемых для противодействия беспрецедентному санкционному давлению. Конечно, не обо всех, но подробно о тех, которые связаны с рекламой. Принимая во внимание проблемы, и то, конечно, не все, и поочередно предлагая некоторые меры, эксперты отмечают, что государственная машина показала и достаточную мощность, и хорошую оперативность, по крайней мере, на макроуровне. Премьер-министр также указал на задачу сделать Россию еще сильнее.

Глава правительства выступил перед депутатами с ежегодным отчетом, который стал, конечно, рассказом о мерах, предпринятых для противостояния беспрецедентному санкционному давлению Михаил Мишустин и Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин

1. «Доходы 15 миллионов человек удалось сохранить»

Премьер-министр Михаил Мишустин отчитался в Государственной Думе о работе правительства в 2022 году. Как отметил спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин, предоставляя слово главе кабинета, прошлый год был «годом вызовы и преодоление их» для России. Спикер согласился с ним.

«Думаю, не стоит объяснять в этом зале условия, в которых всем приходилось работать. По России был нанесен санкционный удар, равного которому по силе в новейшей истории не было никогда, заявил Михаил Мишустин, подчеркнув, что «главной мишенью был именно российский народ».

Следовательно, по словам Михаила Мишустина, развитие социальной сферы и особенно повышение качества жизни и благосостояния граждан было одним из основных приоритетов работы Кабмина.

«В условиях санкционного давления и вызванной им волны инфляции основным направлением нашей работы стала поддержка доходов населения. Поэтому в специальном поручении президента прожиточный минимум был повышен дважды - с 1 июня прошлого года и с начала января этого года. В результате он вырос более чем на 13,5%. То же самое относится и к минимальной заработной плате. Он увеличился почти на 17%, а значит, был сохранен доход 15 млн человек, сказал премьер.

Он отметил, что в том числе речь идет о семьях с детьми, которые находятся в «сложной жизненной ситуации»: «Мы делаем помощь им максимально адресной, чтобы она учитывала их жилищные условия. С 1 апреля прошлого года мы продлили ежемесячную выплату всем малообеспеченным родителям с детьми в возрасте от 8 до 17 лет: размер составляет в среднем от 6 до 12 тысяч рублей в месяц на ребенка в зависимости от индивидуальной ситуации – таким образом, поддерживая более 3-х, 5 миллионов семей, в которых воспитывается около 5,5 миллионов детей».

По словам премьера, в условиях санкционного давления программа родового капитала была сохранена и даже расширена. Кроме того, дважды индексировались страховые пенсии неработающих пенсионеров. «Таким образом, их средний размер за последний год увеличился примерно на 3 тысячи и превысил 20 тысяч рублей», — резюмировал Мишустин, добавив, что в этом году все меры поддержки были распространены на «новые территории».

Как отметила кандидат экономических наук, заместитель декана по науке экономического факультета Российского университета дружбы народов Елена Григорьева, получателями единого пособия должны стать семьи, в которых около 10 миллионов детей. На это заложено 1,7 трлн рублей. И это еще не все – в бюджете-2023 также серьезно проработана тема социальной поддержки.

«Расходы на социальную политику установлены в размере 7,34 трлн рублей, это самая большая доля всех открытых расходов в бюджете», — говорит Григорьева.

Она также отмечает, что поддержку участников СВО (и их семей) можно выделить вторым приоритетным блоком в социальной политике государства.

«Для семей мобилизованных граждан были введены кредитные каникулы, полное списание кредитной задолженности в случае инвалидности или гибели военнослужащего, сохранение рабочих мест за мобилизованными, освобождение от платы за просрочку платежа за жилищно-коммунальные услуги и т д.», — поясняет эксперт.

«Работа социального блока в 2022 году соответствовала ранее заданному правительством Мишустина тренду на точную настройку и постоянный пересмотр мер социальной поддержки для различных льготников. Решения в социальной сфере становятся все более адресными и адаптированными к потребностям разных социальных групп», — комментирует Никита Сетов, к.э.н.

«Первый масштабный опыт такой работы правительство приобрело во время пандемии, сегодня приоритет отдается участникам СВО, их родным и близким, а также широкому социальному слою семей с детьми», — отмечает он.

По словам эксперта, в данном контексте важны не только конкретные решения, но и общий подход правительства к работе с этими группами.

- Завершено создание системы поддержки семей с детьми в целом, и результатом стала единая льгота, действующая с января 2023 года и учитывающая разные жизненные ситуации, - говорит Сетов.

«Разработка системы поддержки участников ГБО и их семей еще продолжается, но все важные решения приняты, теперь главная задача — обеспечить бесперебойное получение всех мер поддержки при минимальных затратах для получателей. Важную роль в этом должен сыграть специальный фонд поддержки ветеранов спецоперации и семей ее погибших участников, о чем Владимир Путин рассказал в своем выступлении перед Федеральным собранием 21 февраля. Конечно, следует ожидать и новых решений в плане реабилитации и ресоциализации участников СВО для их ускоренного возвращения к нормальной жизни, — добавляет Никита Сетов.

2.  «Заменили бюджетными кредитами дорогие рыночные заимствования»

Однако адресная государственная поддержка не способна решить все проблемы граждан. Прежде всего, их благополучие зависит от состояния региональных экономик.

- Сила России в регионах. Их развитие является для нас еще одним приоритетом. Мы создали новые возможности для их экономик», — подчеркнул в своем выступлении Михаил Мишустин.

Он отметил, что за прошлый год правительство предоставило бюджетам регионов почти 4 трлн рублей, что на 10% больше, чем годом ранее.

«Конечно, не во всех регионах ситуация была одинаковой. Стартовые условия в них разные, да и экономика часто тоже существенно отличается. Тем не менее, в большинстве субъектов налоговые и неналоговые доходы бюджета выросли в среднем на 13%, мы внимательно за этим следим, и составили почти 15,5 трлн рублей. Но это общая картина. Мы это понимаем. Мы видим, что основное падение произошло в регионах, которые были очень сильными - нефтедобытчиками, - сказал премьер.

«Самый важный вклад внесли доходы от корпоративного налога, — дополняет картину Елена Григорьева. - Но в некоторых регионах были безвозмездные поступления из федерального бюджета, что дало хороший показатель.

Обратите внимание: Маркетинг чат-ботов в 2021 году: как использовать чат-ботов и передовые методы.

Таким образом, профицит консолидированного бюджета зафиксирован только в 35 регионах».

Среди положительных решений, направленных на поддержку субъектов РФ, эксперт выделяет упрощение закупочных процедур на муниципальном уровне, реструктуризацию кредитов и замену банковских кредитов бюджетными кредитами.

Сам Михаил Мишустин подчеркивал последнее: «Мы разработали механизм, который позволил значительно снизить нагрузку на региональные финансы. По поручению главы государства дорогие рыночные кредиты были заменены бюджетными - на 720 млрд руб. Это позволило регионам сэкономить более 65 миллиардов на обслуживании государственного долга».

«Однако все это не снимает необходимости решать проблему серьезных бюджетных ограничений для регионов», — комментирует ситуацию заместитель начальника отдела аналитических исследований ИКСИ Вера Кононова. «Их расходные обязательства (в первую очередь социальные) растут, а экономический спад также ведет к сокращению доходной базы по многим видам доходов. Зависимость регионов от трансфертов или бюджетных кредитов из федерального бюджета становится все сильнее», — отмечает она.

«Большинство субъектов Российской Федерации в этой ситуации вынуждены ограничивать свои расходы. Например, в 2022 году ни один субъект Российской Федерации не профинансировал плановые расходы на 100%. И прежде всего инвестиционные расходы подлежат к ограничениям - хотя именно такие расходы сейчас очень важны в создании базы для развития региональных экономик, подчеркивает Вера Кононова.

По мнению аналитика, в этом контексте большое значение для правительства имеет предоставление новых видов бюджетных кредитов с целью улучшения инфраструктурного предложения в регионах - инфраструктурных бюджетных кредитов, планируемый объем которых в 2021-2025 гг составит 1 трлн руб. В 2023 году было принято решение увеличить этот объем еще на 300 млрд рублей.

«В то же время для развития транспортной, логистической, коммунальной, социальной и другой инфраструктуры, отсутствие которых в настоящее время сдерживает развитие бизнеса (особенно в сфере переработки сырья и сельхозпродукции), необходимо дальнейшее расширение финансирования строительства инфраструктурных объектов, причем делать это целесообразно не только за счет бюджетных кредитов на инфраструктуру, но и за счет развития финансового рынка, считает Кононова.

3. «Планируется увеличить объёмы долгосрочных сбережений и приток инвестиций на финансовый рынок»

«Давайте будем реалистами: внешнее давление на Россию не ослабнет. Тем не менее, мы ожидаем, что период адаптации завершится уже в 2024 году, Россия выйдет на путь долгосрочного поступательного развития, — сказал Мишустин.

При этом, как уже неоднократно отмечалось, основой адаптации и дальнейшего прогресса должна стать устойчивость финансовой системы и экономики в целом. Михаил Мишустин подчеркнул, что в 2022 году руководство страны смогло это обеспечить.

«В марте прошлого года по поручению президента правительство и Банк России подготовили меры по стабилизации ситуации в финансовой сфере. Благодаря быстрым и четким действиям руководства центрального банка нормализовалась работа кредитных организаций, валютного и фондового рынков. Нам удалось избежать внешней блокировки торговых операций в стране. Во многом благодаря ранее построенной национальной платежно-расчетной инфраструктуре. А замена доллара и евро в нашей внешней торговле позволила нам расширить операции с дружественными государствами, - сказал глава правительства.

«В 2022 году санкционный риск потери финансовой устойчивости был на очень высоком уровне», — подтверждает Елена Григорьева. — Банк России проводил политику поддержки финансовых организаций для обеспечения, в первую очередь, бесперебойности платежей и обеспечения ликвидности на необходимом уровне. Регулятор активно использовал влияние процентной ставки на финансовый рынок. Кроме того, в начале 2022 года были введены валютные ограничения — обязательная продажа валютной выручки, что привело к улучшению ситуации с валютной ликвидностью, а курс рубля также находился на приемлемом уровне», — перечисляет меры, которые Пришлось прибегнуть к помощи ЦБ РФ, заместителю декана экономического факультета РУДН.

Но даже в условиях санкционных угроз и особенно в таких условиях российский финансовый рынок должен развиваться, обеспечивая тем самым движущую силу (и ресурсы) адаптации самого экономического развития. И нынешняя политика отечественного регулятора, по мнению Веры Кононовой, сдерживает это развитие.

«И здесь роль государства заключается скорее в смягчении последствий этой чрезмерно жесткой политики Банка России. В условиях высоких процентных ставок и других ограничений, налагаемых Банком России на кредитование, государство субсидирует часть процентных расходов для приоритетных отраслей экономики - сельского хозяйства, ряда отраслей машиностроения и др. сейчас подробная информация о расходах бюджета не раскрывается, но в 2019-2021 годах общие расходы на предоставление таких субсидий составили несколько сотен миллиардов рублей. В то же время, учитывая резкое повышение учетной ставки Банка России в 2022 году, можно предположить, что сумма расходов на субсидирование процентов по таким кредитам увеличилась еще больше», — сказал замглавы Аналитического отдела. Исследовательский отдел ИКСИ.

По ее мнению, в нынешних условиях реализация государственных программ субсидирования процентных ставок играет ключевую роль в развитии экономики.

«Разработка совместной политики с Банком России, направленной на обеспечение доступности заемных средств для реализации инвестиционных проектов — например, путем изменения нормативов для банков, позволяющих им выдавать кредиты компаниям, или путем разработки рынок облигаций - устранит необходимость подобных расходов федерального бюджета и обеспечит значительную экономию бюджета», - считает Кононова.

Правительство признает, что должен быть другой способ привлечения негосударственных ресурсов в экономику. И Кабинет Министров уже наметил важнейшие вехи на этом пути.

«Доступ к западным ресурсам сейчас закрыт, но это хорошая возможность продолжить развитие собственного фондового рынка и банковского сектора, расширить набор инструментов для привлечения длинных денег в экономику. Планируется увеличить объем долгосрочных сбережений и приток инвестиций на финансовый рынок. Для повышения привлекательности новых механизмов будет простой налоговый вычет. Соответствующие изменения в законодательство сейчас разрабатываются, сообщил Михаил Мишустин.

Так что правительство не только ведет бой («равного по силе в новейшей истории еще не было»), но и ставит перед собой амбициозные цели: «2022 год стал годом сложного периода адаптации, восстановления экономических связей. Министр сказал в самом начале, сейчас экономика вернулась на траекторию роста. Важно обеспечить устойчивость и использовать все имеющиеся ресурсы, чтобы сделать нашу страну еще сильнее».

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Глава правительства выступил перед депутатами с ежегодным отчетом, который стал, конечно, рассказом о мерах, предпринятых для противостояния беспрецедентному санкционному давлению.