Почему милитаризация космоса является одной из острых проблем для мировой безопасности?

Почему милитаризация космоса является одной из острых проблем для мировой безопасности?

В условиях стремительно меняющегося мира юбилейная сессия 75-я Генассамблеи ООН проходила в формате видеоконференции. Президент России традиционно затронул фундаментальные проблемы современности, одной из которых является милитаризация космического пространства. Почему важно и необходимо юридически закрепить недопущение размещения вооружений в космосе?

За последнее десятилетие количество космических объектов значительно возросло, причем больше половины их общего числа принадлежит США. Количество военных спутников Пентагона настолько велико, что может сравниться с количеством обвинений Вашингтоном Москвы в милитаризации космоса. Справедливы они или нет – каждый трактует по-своему, но факты говорят сами за себя. Ниже мы рассмотрим военные проекты США, ставящие под угрозу безопасность в космическом пространстве.

В настоящий момент уже существует юридический документ, запрещающий размещение ударного вооружения в космосе (Договор о космосе), проблема в том, что он датирован аж 1967 годом. За это время многое изменилось, в том числе появилось вооружение принципиально новое, способное теоретически не попасть под действие договора. Также устарели и формулировки, классифицирующие наступательное вооружение как таковое.

17 мая этого года ВВС США запустили в космос секретный аппарат X-37B. Согласно заявлениям американских военных, аппарат предназначен исключительно для мирных целей и не несёт опасности для других спутников. Тем не менее, основной миссией Х-37В является эксперимент по преобразованию энергии солнечного света в электромагнитный импульс якобы в качестве альтернативного источника энергии. Но все мы знаем, что ЭМИ представляет опасность для всей электроники вокруг и может использоваться для вывода из строя других космических аппаратов вероятного противника.

Помимо этого, аппарат может нести большую полезную нагрузку. Это было продемонстрировано на недавно опубликованном в сети видеоролике, на котором изображен грузовой отсек аппарата, по размерам сравнимый с фургоном. На видео двери отсека используются в качестве солнечной батареи. После их открытия в отсеке остается достаточно места для хранения полезных нагрузок или даже единичной полезной нагрузки большего размера. Какая это будет нагрузка – зависит от решения американских военных.

Основной претензией США к России в вопросах использования космического пространства является комплекс «Нудоль», который в Пентагоне причисляют к противоспутниковому оружию, нарушающему договор о космосе. Россия испытала данный комплекс в апреле 2020 года, однако в Пентагоне умалчивают, что ранее они сами испытывали аналогичное вооружение. А именно ракета RIM-161 SM-3, входящая в состав системы ПРО «Иджис». Она способна поражать спутники, что было продемонстрировано на практике 21 февраля 2008 года, когда данная ракета была использована для уничтожения американского спутника USA-193, вышедшего из строя. Подобные пусковые установки размещены в Румынии и Польше.

Это далеко не все примеры. Чего только стоит нереализованный Пентагоном проект «Звездных войн». Согласно устоявшейся точке зрения, это был всего лишь блеф для принуждения СССР вкладывать еще больше средств в космическую гонку в ущерб экономике. В любом случае это привело бы к печальным последствиям, учитывая тот факт, что на тот момент Холодная война еще не была завершена.

Определенно, Договор о космосе нуждается в доработках, чтобы исключить даже саму возможность планирования и разработки вооружения для космических аппаратов. В первую очередь необходимы более четкие формулировки и классификация космического вооружения. Во вторую – строго ограничить число спутников на различного типа орбитах для каждой страны, тем самым остановив бесконечное захламление космического пространства.

Однако тенденция такова, что благодаря США мир стремится к ликвидации международных соглашений, нежели к конструктивному диалогу, поэтому в существующих реалиях неплохо бы было Договор о космосе сохранить, а уже потом совершенствовать.