Дмитрий Мариничев: К тому времени, когда чиновники придумают моральный кодекс для глобальных сетей, те уже прекратят существование

Антониу Гутерриш, Генеральный секретарь ООН, призвал разработать кодекс поведения для социальных сетей. Чиновники заявили, что пользователи должны публиковать только ту информацию, которой они доверяют, и не включать расовые оскорбления.

«Цифровые платформы превращаются из средства соединения людей во всем мире в источник разжигания страха, дезинформации и ненависти», — заявил самый влиятельный генеральный секретарь.

В ответ пресс-секретарь постоянного представителя России при ООН в Нью-Йорке Евгений Успенский сообщил в своем блоге, что документ уже подготовлен Секретариатом ООН при сотрудничестве американских научных и общественных институтов.

— Когда я спросил, почему российские институты не участвовали в этом исследовании, ответ был такой: "Поскольку мы находимся в Нью-Йорке, удобнее сотрудничать с учреждениями поблизости. Получается, что документ международный и составлен избранным кругом авторов", - написал г-н Успенский.

Иными словами, всем, кроме россиян, разрешено бороться с расизмом не только на Парижской Олимпиаде, но и в социальных сетях. Однако, как заявил в своем посте Успенский, Россия продолжит работать в ООН над тем, чтобы нормы отвечали интересам всех стран, а не только некоторых.

Но принять код – это другое дело. Как этого добиться и возможно ли это вообще, - на этот вопрос "Свободной прессе" ответил заведующий отделом информационной безопасности и технических средств защиты Центральной клинической больницы гражданской авиации Алексей Щукин.

— Механизмы контроля исполнения правил пока не ясны. Это может автоматически фильтровать контент по ключевым словам, занесенным в черный список. Подобные механизмы уже давно успешно используются службами защиты от спама на почтовых серверах.

«СП»: Никто не против использования антиспам-сервисов. А что, если какая-то страна не участвует в требованиях ООН относительно социальных сетей?

— Было бы легко договориться о соблюдении правил с 3-4 крупнейшими соцсетями. Искусственный интеллект предоставляет возможность идентифицировать запрещенный контент на любом языке. Однако уже существует множество опробованных малобюджетных проектов со слабым стартом, достаточно гибких для удовлетворения потребностей пользователей, в том числе нелегальных. В любом случае медиапространство будет становиться всё более зарегулированным, но Алексей Щукин предполагает, что сопротивление этому регулированию продолжится.

Интернет-омбудсмен России Дмитрий Мариничев рассказал «Свободной прессе» о том, как будет выглядеть Кодекс социальных сетей ООН.

«СП»: Дмитрий Николаевич, возможно ли создание единых правил использования социальных сетей для всего мира?

— Об этом говорит аналогия с факсом. Когда появились такие изобретения, как факс, Европейский совет связи и Международный союз электросвязи начали разрабатывать методологии того, какими должны быть заголовки факсимильных сообщений и какие сообщения можно отправлять по этому соединению. Пока долго работали и готовились ко всему этому, в нашей жизни появился Интернет, а факсимильные аппараты стали использоваться все реже и ушли в прошлое. У некоторых людей он все еще есть, но факсы могут быть заражены, и вопрос в том, насколько он актуален…

Поэтому намерение создать код в социальных сетях, вероятно, будет реализовано, когда социальные сети исчезнут или вот-вот исчезнут, как и факсы. Большинство людей перестанут его использовать.

«СП»: Какая альтернатива соцсетям?

— В ближайшем будущем социальные сети заменят личное киберпространство пользователей.

Обратите внимание: Дмитрий Солнцев, Азербайджанский военнослужащий.Погиб в сражениях против оккупационной армии Армении..

Это как общая квартира. Когда-то это было нормой в Советском Союзе и во многих странах мира. Но постепенно люди перешли из коммуналок в частное жилье.

Переезд из коммуналки в тесную хрущевскую квартиру был благом. Потому что там все было личное и личное. Здесь нет туалетов, которыми пользуются несколько семей, и нет графика чистки смывных туалетов. Мыло, которое вы покупаете для своей квартиры, является личным для вас и вашей семьи, телефон тоже является личным для вас, как и вешалки.

Аналогично и в сфере общения люди переезжают из коммуналок, то есть социальных сетей, в которых им приходится жить по установленным ими правилам и терпеть соседей, в свои частные квартиры, устроенные по своему желанию. Я изо всех сил стараюсь переехать в более комфортное место.

А ужесточение западными администраторами некоторых правил — от удаления пророссийского контента (например, проиранского) до блокировки ресурсов, содержащих антироссийский контент, — только ускорит этот процесс.

Люди начнут переезжать из коммуналок в сети в индивидуальные квартиры в информационном пространстве. Поэтому общественные информационные пространства либо исчезнут, либо трансформируются в соответствии с потребностями их пользователей.

«СП»: Как это выглядит с технической точки зрения?

— Эту роль уже выполняют нейронные сети, которые пользователи могут обучать в соответствии со своими предпочтениями и интересами. Люди, пользующиеся мобильными электронными помощниками, знают, что они могут сказать им, какой контент пропускать для просмотра, а какой нет. Кто может видеть ваши публикации, а кому запрещено их видеть.

И роль государств и даже международных организаций в таких коммуникациях будет становиться все менее заметной.

«СП»: А как насчет роли администраторов в обслуживании клиентов?

«Это именно то, чего хочет клиент.» Технологические посредники, предоставляющие услуги, не слепы. Он видит, когда клиенты уходят в другую брокерскую компанию.

Роль глобальных посредников ослабнет, и в какой-то момент на смену нескольким глобальным сетям придет множество конкурирующих сетей. Они управляются самими пользователями, а не неизвестным администратором, который может запретить сообщения. Примерно то же самое, что уже происходит в закрытых интернет-сообществах.

«СП»: Есть ли у общей сети шанс на выживание?

— Предусмотрено развитие централизованной национальной сети. Например, помимо того, что сейчас делает госслужба, она также в качестве эксперимента предложит тот ассортимент, который существует в социальных сетях. По крайней мере было бы логично попробовать. Возможно, некоторые пользователи воспримут потенциально огромную аудиторию и «суверенные глаза» как бонус.

Однако основной тенденцией в сетях по-прежнему будет децентрализация, дисперсия по прибылям и отказ от влияния иных администраторов, чем те, которые выбраны самими пользователями.

«СП»: Как в таком случае спецназовцы будут осуществлять мониторинг на предмет выявления террористической деятельности?

«Я не думаю, что вам нужно о них беспокоиться.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Дмитрий Мариничев: К тому времени, когда чиновники придумают моральный кодекс для глобальных сетей, те уже прекратят существование.