Прикрываясь санкциями, Штаты зачищают поляну для своих газодобытчиков

Помощник госсекретаря Джеффри Пайетт заявил, что США пытаются заблокировать реализацию Россией проекта «Арктик СПГ-2.

«Мы хотим добиться того, чтобы «Арктик СПГ 2» исчез, — подчеркнул он. По его словам, России не следует развивать новые газовые проекты, чтобы перенаправить объемы, которые она ранее поставляла в Европу.

Для этого, как пишет Wall Street Journal, Вашингтон предпринял шаги по прекращению поставок специализированных танкеров в Россию и ограничению строительства судов на замену.

Проект «Арктик СПГ-2» планируется построить в три очереди по производству сжиженного природного газа производственной мощностью 6,6 млн тонн в год. Российскому "Новатэку" принадлежит 60 процентов проекта, а остальные по 10 процентов принадлежат французской Total Energy, китайской CNPC, CNOOC, японскому консорциуму J-Arc, включающему Mitsui & Co и государственному JOGMEC.

Отметим, что Джеффри Пайетт осенью прошлого года говорил о своем намерении «закрыть» американский проект. Впоследствии российские власти настаивали на том, что ограничительные меры не помешают их планам. Что мне тогда делать? Они все-таки помешали? Разве его не нужно было взорвать, как «Северный поток?

«История с «Арктик СПГ-2» наглядно показывает, что санкции вводятся не для ограничения доходов России и сокращения ее расходов на содержание СВО. Америка просто пытается решить экономические проблемы. «Она просто вытесняет конкурентов с рынка», — заявил он один эксперт. Фонд национальной энергетической безопасности находится в безопасности, существует финансовый университет при правительстве Игоря Юшкова в Российской Федерации.

— «Арктик СПГ-2» продавался преимущественно на европейском рынке, поскольку восточная часть Северного морского пути* является сезонной перевозкой с июня по конец октября. Но в любом случае американцам российский газ ни в каком виде и ни на каком рынке не нужен. Поэтому они хотят взорвать «Северный поток» и вывести нас с рынка СПГ.

Интересно также, что «Арктик СПГ», как и «Ямал СПГ», получил беспрецедентные налоговые льготы. Экспортные пошлины они не платят, а налоги на добычу полезных ископаемых уже 12 лет обнулены, поэтому государство от этого производства ничего не получает в бюджетные доходы, только затраты на строительство порта. Поэтому, когда говорят, что это способ подавить Россию, это ложь. Для них важно устранить конкурентов с более низкими издержками производства (в арктических условиях), а это означает более низкие цены на рынке, и важны США, которые производят и экспортируют СПГ. Компании хотят получать больше прибыли. Так что это все чисто коммерческие разговоры.

— «Арктик СПГ-2» — действительно масштабный проект, 20 млн тонн на полную мощность. Россия могла бы увеличить производство СПГ примерно на 60%. Но на мировом рынке это не так уж и много, 3-4%», — рассказал заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Грибак.

«Но в то же время это еще и элемент жесткой конкуренции с США, которые активно наращивают собственное производство и, конечно, пытаются полностью доминировать на рынке.

«СП»: Слова Пайетт воспринимаются как угроза?

- Конечно, это уже не угроза, это данность.

Этот проект включен в список блокирующих санкций.

Обратите внимание: Как изящно развалить историческое здание, прикрываясь стройкой века..

Это очень серьезная проблема, учитывая, что США в первую очередь контролируют финансовую систему и морскую торговлю, а бизнес в других юрисдикциях опасается подвергнуться вторичным санкциям. Более того, мы знали, что эти риски необходимо оценить заранее, но почему-то их игнорировали.

Я думаю, они живут по принципу: «Любые средства хороши». Однако в этом случае, в отличие от «Северного потока», никакой физической атаки не требуется.

«СП»: Их вообще заботят интересы иностранных инвесторов (в том числе французских?

- Они верят, что они Юпитер, а все остальные - быки. А в честной конкуренции американский газ проиграл в Европе из-за более высокой стоимости.

«СП»: У нас отобрали газовоз — это такая серьезная проблема?

- К сожалению, это проблема. Газовоз класса «Высокая Арктика» является единичным продуктом и не представлен на рынке. И, конечно, необходимо было добиться локализации строительства в России. Если мы хотим и дальше развивать Арктику, мы должны это сделать.

"СП": Китайские и японские компании, как сообщается, обратились к властям США с просьбой дать им возможность освободить их поставки СПГ от санкций. Даст ли это результат? Возможен ли здесь договор?

«Они, вероятно, надеялись, что через правительство смогут повлиять на Вашингтон, чтобы защитить свои инвестиции и интересы.

Но американцы были не правы, не приняв во внимание их интересы. Но я думаю, что дипломатическая работа с США продолжается и в то же время пытаются выстроить альтернативную логистику для проектов, способных противостоять санкциям.

"Речь идет не о конкретном проекте", - говорит Александр Фролов, заместитель директора Национального энергетического научно-исследовательского института.

-- На самом деле предыдущие санкции против российских нефтегазовых компаний не дали желаемых результатов. Более того, у нас не было результатов, которые можно было бы представить общественности, не поднимая неудобных вопросов.

И здесь можно сказать, что реализация проекта идет не по плану. Иностранных игроков могут заставить разорвать связи с проектом (в ущерб себе.

«СП»: Каково сейчас состояние рынка СПГ? Какую долю составляют российские проекты?

— В сжиженном состоянии сейчас продается около 550 миллиардов кубометров м «Арктик СПГ-2» предусмотрена для добычи на уровне 27 млрд куб м метр.

«СП»: Как понимать термин «отказ от проекта»? Серьезна ли угроза?

- Просто громкие слова. Я чувствую себя очень энергичным перед президентскими выборами.

«СП»: А как насчет газовозов? Можем ли мы действительно решить проблему?

— Газовоз произведен на верфи в Южной Корее. Будучи частной компанией, «Новатэк» решил не инвестировать в развитие российского судостроительного потенциала (это затянуло бы реализацию проекта), а выбрал путь наименьшего сопротивления. Теоретически корабли, уже построенные для этого проекта, могут быть приобретены третьей стороной или через нее.

Возможно, было бы неплохо заказать у китайца. Но нам в любом случае нужно развивать судостроение.


*Северный морской путь.


Последние новости о рынке нефти и газа, стоимости бензина и дизельного топлива — в «Темах свободной прессы».

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Прикрываясь санкциями, Штаты зачищают поляну для своих газодобытчиков.