
Бюджетные выплаты нефтяным компаниям в сентябре резко сократились по сравнению с августом — 30,5 к 80,4 млрд руб., следует из данных Минфина. Это минимальный уровень за весь 2025 год. Для сравнения: в сентябре 2024 года топливный бизнес получил из бюджета 145,7 млрд руб.
Наиболее крупные выплаты по демпферному механизму были переведены нефтяным компаниям в январе — 156,5 млрд руб.
Компании получают выплаты в том случае, если экспортная цена на нефтепродукты превышает установленные внутренние цены, которые в последнее время быстро растут. Данные Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой биржи показывают, что за последние три месяца оптовые цены на АИ-92 и АИ-95 выросли на 13,5% и 12,9% соответственно.
На столичных АЗС, по подсчетам Московской топливной ассоциации, дизтопливо за 2 недели (с 15 по 29 сентября) подорожало на 52 коп. за литр, до 71,45 руб. за литр, АИ-92 и АИ-95 — на 43 и 34 коп, до 59,97 и 66,26 руб. за литр соответственно.
Росстат в свою очередь подсчитывает, что по всей стране розничная стоимость бензина «Регуляр-92» выросла к концу сентября по сравнению с августом 2025 года на 2,7%, до 60,05 руб. за литр, а «Премиум-95» — на 2,3%, до 65,9 руб. за литр. По сравнению с концом декабря 2024 года цены взлетели на 9,7% и 9,1% соответственно. Правда, дизтопливо в данной статистике подорожало не так сильно — на 0,6% к августу и 3,7% к декабрю.
На фоне сохранения трудностей на рынке моторного топлива власти на заседании в Минэнерго 2 октября решили расширить ограничения поставок дизтоплива на внешние рынки и для производителей.
Обратите внимание: Как инвестировать или торговать на китайских биржах. .
Накануне Российский топливный союз (РТС) направил очередное обращение вице-премьеру Александру Новаку с просьбой рассмотреть соответствующее ограничение пока не наступили холода.Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович напомнил, что объем бюджетных выплат по демпферу нефтедобывающим компаниям зависит от стоимости нефти.
— Вопрос выплаты средств сам по себе зависит от уровня прироста цен на бирже в сравнении с индикативом, который есть в Налоговом кодексе. Соответственно, для осуществления выплат оптовая цена на рынке должна отклоняться не более чем на 10% от индикатива, если речь идет о бензине.
Для дизтоплива допустимое отклонение может достигать 20% (при этом недавно был внесен законопроект о повышении точки отсечения демпфера для бензина и дизеля на 10 процентных пунктов — до 20% и 30% соответственно).
Нефтяники хотели увеличить утвержденные показатели, и на эту тему они вели диалог с Минфином. Производители нефти рассчитывали, что система расчета демпфера поменяется уже после завершения месяца, чтобы выплаты из бюджета продолжали осуществляться.
Сейчас стало понятно, что Минфин согласился на продолжение выплат, однако их объем все равно резко сократился по рыночным причинам — из-за падения мировых нефтяных цен.
«СП»: Есть ли какой-то лимит, до которого будут расти цены на моторное топливо в России?
— В строгом выражении его нет. Рыночный лимит фактически зависит от международной торговли нефтью и нефтепродуктами, доступ к которой Россия сохранила, несмотря на западные санкции.
Нефть и моторное топливо на внешних рынках стоит дороже, чем на нашем внутреннем рынке. Соответственно, при полноценном использовании рыночного регулирования нефть и нефтепродукты у нас будут стремиться к той стоимости, которую мы видим в мировых ценах.
Пока этого не произошло, у экспортеров будет оставаться резон вывести как можно больше нефти, бензина и дизтоплива за пределы страны, где стоимость ресурсов выше.
До полного уравнивания стоимости таких продуктов, конечно, дело не дойдет, иначе мировая торговля остановилась бы. Все же в одних странах разные ресурсы обладают различной стоимостью.
«СП»: Получается, что при нынешней тенденции цены на нефтепродукты в России будут стремиться к европейским?
— Вряд ли до их уровня, но вполне возможна тенденция движения российских цен на нефтепродукты ближе к стоимости моторного топлива в Турции и Китае, которые являются основными импортерами российских нефтепродуктов.
Это не значит, что они окажутся на одном и том же уровне, но стоимость бензина и дизтоплива будет постепенно подрастать в этом направлении (для сравнения, литр бензина в России стоит $0,773, в Китае — $1,074, в Турции — $1,278, а в Германии и Франции намного выше — примерно $1,9— «СП»).
«СП»: Повлияло ли недавнее продление запрета на экспорт бензина до конца года и введение ограничений на экспорт дизтоплива для непроизводителей на биржевую стоимость моторного топлива в России?
— Не очень сильно, но правда без этого запрета цены сейчас были бы еще выше. Это не могло стать решением всей проблемы. Все же обычно у нас экспортируется только 15% от всего произведенного бензина и 50% от дизтоплива.
Власти понимают, что если существенно мешать компаниям зарабатывать на внешних рынках, то они скорее всего будут дестимулированы к развитию. То есть в случае более существенных ограничений ВИНК, вертикально-интегрированные нефтяные компании, которым принадлежат НПЗ и АЗС, не будут торопиться с инвестициями в нефтепереработку.
А независимые частные заправщики просто будут уклоняться от продажи бензина и будут закрываться. В итоге появится локальный дефицит. Крупные компании в свою очередь могут просто регулировать процесс переработки и, к примеру, в один месяц больше экспортировать бензина, в другой месяц — нафты или бензина.
Еще на ограничения на рынке нефтепродуктов влияют факторы украинских дронов и плановых ремонтов НПЗ. Сокращение поставок оборудования для НПЗ из-за санкций в свою очередь вряд ли оказывает заметное влияние, поскольку в прошлые годы рынок нефтепродуктов функционировал и под санкционным давлением.
Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, — в теме «Свободной Прессы».
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Станислав Митрахович: Российские цены на топливо будут постепенно стремиться в направлении китайских и турецких.