Где будущее Еврейской автономной области?
Его нет!
В 2015 году правительство ЕАО заказало Санкт-Петербургскому филиалу Высшей школы экономики стратегию социально-экономического развития. Научные руководители этого заведения, такие как Евгений Ясин, являлись идеологами современной российской сырьевой экономической модели. Их школа не сумела совместить рынок с индустриально развитым, самодостаточным государством.
Что они предлагали Еврейской автономной области?
Рассматривалось три сценария развития: консервативный, форсированный инновационный.
Консервативный сценарий вообще нельзя было называть сценарием развития. Это модель продолжающейся деградации области.
Разработчики исходили из того, что консервативный сценарий можно избежать если будет доступ на финансовые рынки, снизится учетная процентная ставка ЦБ РФ и объем денежной массы в стране увеличится.
Ну вот, ЦБ планомерно снижал учетную ставку и увеличивал денежную массу. Консервативный сценарий привел к росту?
Форсированный сценарий развития был выбран в качестве основного. Главным методом его реализации по расчету разработчиков должны были стать крупные инвестиционные проекты в области.
Задуманные проекты возможны только в сырьевой отрасли, что признают и сами разработчики. В перечне ключевых отраслей они выбрали сельское хозяйство и добычу полезных ископаемых.
Сельскохозяйственные регионы – это всегда бедные и дотационные регионы. Без достаточных дотаций сельское хозяйство – это отрасль выживания для предприятий и низких зарплат для работников. Богатой область не станет.
Добывающая отрасль в основном ориентируется на внешний рынок. А там в обозримом будущем ожидаются низкие цены на сырьевые товары. Например - Кимкано-Сутарский ГОК. Цена поставки его продукцию до границы с Китаем варьируется в диапазоне 55-70 долларов за тонну. На какую себестоимость выйдет ГОК? В 2013 году себестоимость железорудного концентрата, добываемой этой же компанией на Куранахе (Амурская область), по данным презентации IRC Ltd – выше $60. На этом же уровне стоит ожидать себестоимость и в Еврейской автономной области. Она, как видите, находится примерно на одном уровне с ценой на товар.
Инновационный сценарий относится к области фантастики. Он рассчитан на интенсивный приток инвестиций и максимально благоприятные внешние условия на мировых рынках.
Расчет на этот сценарий наивен и непрофессионален. Нет, ни интенсивных инвестиций, ни высоких цен на внешнем рынке. Единственная заметная для областного бюджета частная инвестиция в промышленность – все тот же Кимкано-Сутарский ГОК. Она ни в какой мере не восполняет количество производственных мощностей, потерянных с 1990 года.
Инновационный сценарий предполагает масштабную модернизацию всех производственных мощностей.
Однако, о модернизации экономики уже активно говорили в 2011 году. Поскольку у руководства страны находятся те же люди, которые этого не сделали, нет никаких снований полагать, что они что-то сделают в ближайшем будущем.
Кроме того, в области очень мало осталось производств, которые можно было модернизировать.
Общие впечатление – «Стратегия социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2030 года» идейно повторяет все предыдущие программы «развития».
Ни одна из основных поставленных задач не решена за более чем 20 лет. Промышленные предприятия разоряются или деградируют, люди уезжают, жизненный уровень стабильно снижается.
Каковы механизмы достижения процесса развития предполагаются высшей школой экономики? Предлагаются организационный, нормативно-правовой, финансово-экономический.
Организационный предполагает проведения круглых столов, мониторингов состояния отдельных сфер экономики и социальной сферы, совещаний.
Нормативно-правовой предусматривает корректировку соответствующих действующих и разработку новых нормативных правовых актов.
Эти два механизма являются обеспечивающими. На достижения заданных результатов они воздействуют опосредованно.
Непосредственно на достижение экономических результатов направлен финансово-экономический механизм. Он предусматривает создание на территории области условий для эффективного ведения бизнеса: улучшение инвестиционного климата, стимулирование развития малого и среднего бизнеса, повышение эффективности управления имуществом. Эти слова уже напоминают какую-то молитву, постоянно повторяемую президентом и правительством.
Как показало время, ни одно из названых обстоятельств не позволяет выйти на «опережающее развитие». Они не решают основополагающие проблемы Дальневосточного бизнеса – проблему сбыта и издержек.
В какой степени предлагаемые механизмы уменьшают расходы производителя, пожелавшего открыть предприятие не в Москве или Китае, а в Еврейской области?
Субсидирование части банковской процентной ставки по кредитам? Она все равно не будет ниже, чем в Китае. В КНР ставка ЦБ находится в диапазоне 3,85%-4,65%, у нас – 4,25%. Разницы нет.
Снижение налога на имущество? Его ставка 2%. Этим размером описывается мизерный масштаб возможной экономии.
Снижение налога на прибыль? Чтобы его заплатить прибыль надо еще умудриться заработать.
Субсидирование части процентных платежей по закупаемому оборудованию, платежей за подключение к инженерно-техническим сетям – это разовые меры, которые конечно приятные для бизнеса, но не снижают конкурентно себестоимость даже в краткосрочной перспективе.
Вот и все.
Механизмов по обеспечению производства товаров в ЕАО по себестоимости ниже, чем в центральной полосе России, не говоря уже о Китае, стратегия не предусматривает. Поэтому она обречена на провал, так же, как и все предыдущие.
Если губернатор принял данную Стратегию, а область за нее заплатила деньги, но результат не достигнут, то необходимо привлекать его к имущественной ответственности.