
Российский мессенджер Мах с 1 сентября войдёт в официальный перечень программ, обязательных для предустановки на гаджеты, продаваемые в стране. Он заменит VK Мессенджер, который находится в этом списке с 2023 года.
Новым мессенджером пользуются уже свыше 18 млн человек. «Активнее всего регистрируются в Мах жители Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Краснодара, Екатеринбурга и Казани», — говорится в релизе проекта.
Курирует Мах — Минцифры. Злые языки утверждают в Сети, что странное для русского мессенджера название — не что иное, как сокращенное имя профильного министра — Максуда Шадаева, записанное латиницей. Верится с трудом.
Несмотря на технический, казалось бы, характер информации о Мах, российское общество восприняло его триумфальное продвижение как нечто большее — глубоко связанное с личной жизнью, гражданскими правами, и реагирует в Сети соответственно.
«А кнопка „передать привет товарищу майору“ там есть в настройках?» — спрашивает один. «Передача приветов майору, установлена априори» — отвечает ему другой. «Поставил Мах, теперь не чувствую себя одиноко», — иронизирует третий.
Диагноз ясен — недоверие.
Тем временем ежедневно публикуются новости о добровольно-принудительном переводе на Мах то одних, то других групп населения. Предсказуемо — чиновников и прочих госслужащих, но и некоторые аффилированные с ними группы, вроде школьников, тоже.
Именно принуждение, обязаловка, кажется, и вызывает у части общества отторжение. Если государство — за, то я — против, думают такие люди. Но большинство — вряд ли. Скорее дождались наконец своего продукта — «Made in Russia».
Если отечественный мессенджер и вправду хорош, впору говорить о неумении грамотно продвигать проект. Фактический запрет аудио- и видеозвонков в народном, пусть и иностранном WhatsApp*, тем более в Тelegram, выглядит как непродуманная преференция.
Можно было жестко запретить WhatsApp, как вражеский ресурс, но оставить полноценный функционал Тelegram — ведь в девичестве он — наш, русский. Оставив, таким образом и Мах (у) конкурента ради развития. Чтобы карась не дремал.
Вместо этого власти предпочли использовать миф о защите людей от мошенников. Хотя звонков жуликов из Украины через мессенджеры было в разы меньше, чем звонков по обычной мобильной связи. Что же теперь, запрещать телефоны?
А мошенники тем временем прекрасно освоились и в Мах. Информацию о первых случаях отъёма ими денег у россиян уже раструбили СМИ. Причем доверие, которое жертвы испытывали к российскому мессенджеру, сработало в этом случае против них.
Чиновники ещё и прикрылись мобильными операторами. Мол, это они попросили «попридушить» WhatsApp, потому что теряют прибыли от перехода трафика в интернет. Сами операторы во время общественной дискуссии на эту тему молчали, как рыба об лёд.
А ведь это те самые операторы — «большая четвёрка», которые боятся обнаружить своё присутствие, например, в Крыму.
«Да, они здесь работают, — пояснил «СП» житель Ялты Максим Фирсов. — Но только через местных операторов. То есть технически ты как бы в роуминге. На стоимости звонков это не отражается, принят запрет на внутренний роуминг по России.
Но пакеты интернета, если у тебя российская симка, могут отличатся по условиям. В списке сетей на телефоне их нет, офисов на территории тоже нет. По роумингу интернета Крым в особой зоне у операторов, где условия отличаются, как Чукотка, Норильск и Магадан".
Нужно ли идти навстречу таким бизнесменам, запрещая россиянам привычные интернет-звонки?
Отдельный вопрос — интеграция Мах с Госуслугами. Пользователи смогут получать код для входа в систему через госмессенджер. Это удобно, но необязательно. Можно будет входить и другими способами. Однако, это родило шутку про вкладку «Мой донос» на госсервисе.
Оппоненты утверждают, что дополнительная «точка входа» в Госуслуги — уязвимость для системы, где хранятся все данные гражданина, включая совсем критические — биометрию, которую в случае кражи восстановить в принципе невозможно.
Мол, прямой необходимости в интеграции Мах и Госуслуг нет, речь идёт всего лишь о дополнительном удобстве, и поэтому лучше разделить эти две системы во избежание рисков.
Обратите внимание: В России успешно испытан ионный двигатель ИД-200 КР.
Но создатели такие аргументы содержательно не комментируют.Злопыхательство можно было бы игнорировать, в конце концов любое начинание всегда вызывает критику, если бы не реакция защитников Мах. В Госдуме пригрозили проверять источники негатива на иностранное влияние. Всего один шаг до «врага народа».
Возможно, чиновники искренне недоумевают, зачем с таким подозрением относиться к прекрасной российской разработке. Тем более в такой политически сложный период. Уж не засланцы ли Киева эти критики, или того хуже? Впрочем, что может быть хуже Киева…
Все данные Мах хранятся только на территории России, а сервисы будут адаптированы под локальные потребности: от заказа такси до работы с национальной системой платежей, объясняют «Фомам неверующим» уполномоченные лица.
Какие сервисы? На данный момент это текстовые чаты, в том числе групповые, аудио- и видеозвонки, которые работают даже при слабом интернете (важнейшая опция в эпоху коллапса мобильной Сети!), а также голосовые сообщения.
Но кроме того, пересылка файлов до 4 ГБ, стикеры и эмодзи, ассистент GigaChat 2.0, который умеет генерировать тексты и изображения, расшифровывать аудио и пересказывать содержание статей и документов. А ещё в чате можно переводить деньги.
На первый взгляд, прелесть. Сторонники называют Мах аналогом китайского WeChat, столь же функционального, масштабного и безопасного с точки зрения нивелирования влияния супостата. Но именно это противники Мах и приводят в качестве аргумента против. Смайл.
Шансов выиграть этот спор у оппонентов государства нет никаких. Суверенизация интернета проводится системно. Очевидно, в предчувствии большой войны или как минимум борьбы с Западом на протяжении десятилетий. Кто этого не поймёт, попадёт под каток.
(Жесткое навязывание Мах идёт на фоне борьбы с киберпреступностью. Правительство разработало план, в рамках которого провайдеров обяжут уведомлять правоохранителей о признаках выявления интернет-мошенничества).
То, что Мах станет главным мессенджером страны, стало ясно, когда его похвалили Мизулина с Шаманом.
«Сегодня утром с Ярославом (певец SHAMAN) сначала общались по обычной связи, а потом затестили видеозвонок в Mах. Очень даже, качеством ничем не уступает», — написала в Telegram директор «Лиги безопасного интернета».
Тогда предположение «СП», что раз так, звонки в Тelegram и WhatsApp точно запретят, оказалось верным. Сейчас, признавая, что Мах — это всерьёз и надолго, видимо, стоит задуматься об обеспечении его безопасности и адекватном продвижении.
«Плохое PR-сопровождение прям топит репутацию Мах», — пишет первый главред «СП», медиаменеджер Павел Пряников и советует приводить «настоящие аргументы».
«Госслужащий и политик в США не будет сидеть в российских Одноклассниках, ВК или в китайском Вичате, — указывает он. — Тем более, вести там рабочую переписку, скидывать документы в рабочих чатах
«Одно это привело бы несколько миллионов госслужащих и людей из их контура в российский мессенджер», — резюмирует эксперт.
Альтернативную (перпендекулярную) позицию высказал коллега-журналист, экс-замглавреда ИА «Регнум» и боец СВО Никита Третьяков:
«Наступает время, когда есть смысл иметь отдельный „терминал для госуслуг“. То есть, телефон, предназначенный исключительно для мессенджера Max, Госуслуг и прочих изобретений государства для общения с ним. То есть, разделить взаимодействие с государством и личное. Это, пожалуй, минимизирует риски».
Вывод напрашивается очевидный. И он — не технический, а политический. Успешное или нет внедрение мессенджера Мах — это экзамен для государства. Если получится доказать, что всё это затеяно ради реального суверенитета, а не для слежки — будет успех. Иначе, люди окрестят Мах цифровыми кандалами.
От этого теста зависит цифровая независимость России.
* Принадлежит экстремистской организации Meta, деятельность которой запрещена на территории РФ.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Мошенники, ради борьбы с которыми в том числе и затевался «чисто российский мессенджер», уже успешно в нем освоились.