Три года тюрьмы получил китаец за изменение ДНК двух девочек

Китайский генетик Хэ Цзянькуй, ответственный за изменение ДНК двух девочек, родившихся несколько лет назад, был приговорен к трем годам тюремного заключения и трем миллионам юаней. Суд установил, что исследователь совершил незаконную медицинскую практику. Были осуждены и ближайшие соратники исследователя.

Три года тюрьмы получил китаец за изменение ДНК двух девочек

Общественность узнала об эксперименте постфактум. В ноябре 2018 года Хэ Цзянькуй удивил мир, объявив о рождении генетически модифицированных младенцев - двух девочек, которых СМИ назвали Лулу и Нана. Геном близнецов был изменен с использованием метода CRISPR-Cas9, и ген CCR5 был отредактирован в нем. Эти процедуры проводились на эмбрионах во время процедуры in vitro. Предполагалось сделать прививку девочкам против ВИЧ-инфекции.

Три года тюрьмы для Хэ Цзянькуй

Суд Шэньчжэня постановил, что Хэ Цзянькуй и его соратники подделали материалы этической экспертизы, нарушили национальные законы о медицинских исследованиях и причинили вред обществу. Он был приговорен к трем годам тюремного заключения и денежному штрафу в размере трех миллионов юаней, что эквивалентно примерно 35 млн российских рублей. Также он был исключен из своего университета - Южного университета науки и технологий в Шэньчжэне, который заявил, что генетик получивший образование в Стэнфордском университете, серьезно нарушил академическую этику и стандарты.

Двое его коллег, Чжан Ренли и Цинь Цзиньчжоу, также получили тюремные сроки и штрафы. Первый получил два года и штраф в размере миллиона юаней, второй - 18 месяцев и 500 тысяч юаней. Все трое признали себя виновными. В дополнение к наложенным штрафам им также грозит пожизненный запрет на участие в любых исследованиях вспомогательных репродуктивных технологий и участие в некоторых исследовательских проектах, связанных с генетикой.

«Трое обвиняемых не были должным образом сертифицированы и в поисках славы и богатства умышленно нарушили национальные законы об исследованиях. В своих исследованиях они перешли черту этики», - говорится в аргументации судов, цитируемой агентством Синьхуа.

Вскоре после откровений Хэ этим вопросом заинтересовались китайские власти. Специальная комиссия, назначенная для этой цели, подтвердила рождение обеих девочек и наличие второй беременной женщины с генетически модифицированным потомством. Будущая мама Лулу и Нана взята под опеку китайских властей и находятся под постоянным медицинским наблюдением.

Расследование показало, что он фальсифицировал документы и избегал слежки. Генетик независимо организовал команду сотрудников, в основном из-за пределов Китая, и использовал неуверенный и недоказанный метод незаконного редактирования человеческих эмбрионов.

Незаконная генетическая модификация

Используя поддельные документы, он привлек восемь пар для участия в своем эксперименте, в котором мужчина был ВИЧ-положительным, а его партнерша была здорова. В результате получилось две беременности.

Дети должны были быть устойчивы к ВИЧ-инфекции. Однако эксперты признают, что изменение гена CCR5 могло сделать девочек более восприимчивыми, например, к вирусу гриппа. Кроме того, после исследования Лулу и Наны выяснилось, что только у одной из девочек были изменены обе копии гена. У другой была изменена только одна копия, которая не защищена от ВИЧ.

Используемая методика редактирования гена CRISPR-Cas9 небезопасна. Он может оказывать непредсказуемое воздействие на другие гены, что делает его использование для людей спорным. Кроме того, любые изменения могут быть переданы потомству.

Критика со стороны академического сообщества

Сообщения о рождении генетически модифицированных детей вызвали всеобщий резонанс в научном сообществе. Критика гремела по всему миру, и его работу окрестили «неприличным человеческим экспериментом, который морально и этически невозможно защитить».

Его целью было устранить ген, кодирующий белок CCR5, который помогает ВИЧ проникать в клетки иммунной системы. Считается, что люди, у которых отсутствуют обе копии этого гена, полностью или в значительной степени невосприимчивы к ВИЧ-инфекции. Эта мутация называется Дельта 32, и хотя она устойчива к ВИЧ, но может сделать людей, являющихся ее носителями, более восприимчивыми к вирусу гриппа и вирусу Западного Нила.

В начале декабря MIT Technology Review опубликовал выдержки из исследования Хэ. Обращаясь к ним, Федор Урнов из Калифорнийского университета в Беркли сказал, что сомневается в его утверждениях о том, что он сделал детям прививки от ВИЧ. По его словам, это «заведомая ложь». Урнов заявил, что команда Хe создала новые мутации в гене-мишени и по-видимому, в другом месте генома, последствия которых неизвестны.

Источник статьи: Три года тюрьмы получил китаец за изменение ДНК двух девочек.