В куда идешь ты, Ленский мост?
Сибирь – алмаз российский. Кто бы спорил. Ценность необычайная. Но, боже мой, сколько трудов и усердия, человеко-веков потребовалось и ещё потребуется, чтобы вышел настоящий бриллиант. Заблистал, заиграл всеми гранями. А оно того и вправду стоит. По-настоящему, имперский челендж. Срыть ментальные Уральские горы, так чтобы условный Анадырь начинался сразу за Московской Кольцевой. Пусть в голове, но обязательно за МКАДОМ. Иначе неувязочка может получиться. Прямо как с Андроповым. «Мы не знаем страны, в которой живём». – сказал он. Самому себе. Его даже собственный КГБ не услышал. Про Крымский мост все знают. Ого-го как. Некоторая страна до сих пор на всю Хацепетовку исходится. Чешет свой воспаленный Бердичев. Мост через реку Лена не такой известный. Фильм про него муж главного редактора «RT» не снял. Жирный бонус в его мостокарму, а вот Путин на оранжевом Камазе мог бы или приехать или прилететь. Наверняка, так оно и будет, когда сам Ленский мост соизволит явиться на свое законное место в городе Якутск. Завершить, так сказать, великую миссию. Связать Восточную Сибирь с Юга на Север. От Транссиба и БАМА до портов Охотского моря, образовав Северный широтный экономический пояс России. Мост должен увенчать собой эпопею строительства АЯМ (Амуро-Якутской магистрали), которое, как и все хорошее, в том числе некоторые из нас, начиналась в СССР. Мечтательной империи, между теплым сортиром и холодным космосом, выбравшей космос. АЯМ полностью вступила в эксплуатацию в июле 2019 года. От Транссиба до поселка Нижний Бестях на восточном берегу Лены, прямо напротив Якут-города. Именно в этом месте, по всей логике, и должен быть мост. Чуть более 3000 километров. Автомобильный и железнодорожный. 120 километров в час, как на баварском автобане. Привлекательная логистика. «Золотые» бананы и «платиновые» помидоры получат более-менее вменяемые цены. И вопросы престижа. Новый орден для путинского пиджака. Сначала мост обещали к 2019, потом нарисовался 2024. Сроки переносятся, строительство не начиналось, но все знают. Мост будет. Дело в деньгах. 60-110 миллиардов рублей. Сама Якутия не потянет, позиция Москвы осторожно-оптимистическая. «Если коллеги между собой на уровне Минтранса, Минэкономики договорятся, то мы, конечно, этот проект реализуем». Пока не договорились. Многие грешат на Крымский мост. Мол, из-за него федеральный бюджет не выделяет нужных средств. Правительство республики пытается привлечь иностранные инвестиции. Мечтает поймать жирного китайского или дубайского карася на удочку долгосрочных перспектив и рентабельности. Все упирается в тупик экономической эффективности. Якутск, вовсе не остров, куда можно попасть лишь по воздуху или по реке. Вернее он был островом до завершения АЯМ. Помимо авиасообщения, был налажен речной ход через Усть-Кут, где сходились Лена и железная дорога. Крымский мост дорог и Ленский мост дорог. Но Крымский мост – это спасение для 2,5 миллионов людей, запертых внутри стратегического полуострова. С юга Черное море, а на севере острое психическое расстройство. Смысл Крымского моста прост. Был бы сухопутный маршрут, можно было до второго пришествия рассуждать: «Сам Гитлер в 1944 году не мог построить…Там плывуны и азовские дельфины». С Ленской переправой возникает целый философский казус. Людям нужен мост, но и мосту нужны люди. Есть большая мечта. Через Транссиб, БАМ, АЯМ, Ленский мост, вечной мерзлоте к Магадану и Анадырю, а там тоннель через Берингов пролив и мы в Сан-Франциско. Есть реальность. Территория Якутии – почти Индия, а населения меньше чем в Челябинске. В Магаданском крае – 140 000, а на Чукотке – около 60 000. СССР легко бы перешагнул через реальность. Россия не может себе этого позволить. Не она придумывает правила. Будет больше людей, будет больше мостов. Чтобы не в никуда, а туда куда надо.