Белоруссия, как много в этом слове… . Вот как-то ввязался я в обсуждение ситуации в Белоруссии и так и не смог ни понять чужую, ни объяснить свою позицию. Со стороны оппонентов слышалось только «самостийность», «нищая рашка», а с нашей стороны короткие посты, рубленые фразы типа «сам дурак». Оно и понятно, не тот формат, ну не писать же сочинение на форуме отвечая на простой вопрос – куда идем?
Вообще, если посмотреть общую динамику развития наших, я имею ввиду постсоветских, стран, то очевиден формирующийся разрыв как по темпам, так и по объемам этого самого разрыва. Конечно во многом этот разрыв в темпах развития сформирован политическими лидерами и политическими ориентирами стран, как, к примеру, в Украине, но все ли так просто и понятно. И только ли политическая ориентация влияет на развитие постсоветских и не только постсоветских государств?
Вот как раз пример Белоруссии и России, политика властей которых во многом совпадает и направлена на создание дружественной обстановки, как раз во многом показателен. И разбор наших отношений может во многом прояснить будущее наших стран и возможностей развития ситуации.
Продукция заводов и России и Белоруссии реализуется на одних и тех же рынках и, казалось бы, условия равноправные, но Россия имеет гораздо больше ресурсов для развития промышленности за счет своих недр и денежных ресурсов, накопленных опять же благодаря этим недрам.
В Белоруссии же таких недр и таких накоплений нет и не будет, ну не дал господь. И, казалось бы, живут же страны и без больших запасов ископаемого сырья, да, живут, но для этого надо срочно менять старую структуру производства и переводить страну на инновационные пути развития. А для этого нужны институты, научные школы, и главное кадры, и даже наличие всего этого не гарантирует выхода страны на передовые позиции, потому что просто для содержания всего этого – нужны деньги. А где их взять? Германия и Япония в этом смысле неудачные примеры, у них был источник денег – США, и они до сих пор с этим источником рассчитаться не могут. А работая с Россией на одном рынке это неизбежно приведет к вытеснению продукции Белорусских заводов с рынков СНГ, и их банкротству, потому что у России как раз этот источник есть. Модернизация производства, да и новое строительство идет вовсю. И Россия, рано или поздно, сделает свою продукцию лучше белорусской.
В Белоруссии тоже не все так плохо, пока. Модернизированы два НПЗ, развивается и даже строит свои заводы в России фирма «Амкадор», работает «МАЗ-МАНН». Даже «Гомсельмаш» имеет совместное предприятие в России, хотя и закредитован выше крыши. Вот запустили первый атомный реактор. Казалось бы, все нормально, можно жить. Только это на первый взгляд, а на второй взгляд стоит задуматься, а какое это даст преимущество на рынках, и даст ли вообще хоть что-нибудь, кроме отсрочки перед неизбежным?
В России, между тем, вполне себе идет импортозамещение в сфере производства традиционно белорусских товаров. несколько успешных примеров локализации западных брендов в России, среди которых такие компании как «Claas», «Amazone», «Kverneland», «Horsch», и другие. Успешно развивается и локализуется в Оренбурге «Джон Дир». Фирме необходимо будет локализовать производство двигателей, коробок передач и трансмиссии. Таким образом, «Джон Дир» станет официальным партнёром государства и получит преференции — в первую очередь, компенсацию утилизационного сбора.
Кроме того, локализованные в России в рамках СПИК тракторы получают финансовую поддержку Министерства сельского хозяйства РФ для стимулирования спроса. В результате, решается задача модернизации агропромышленного комплекса России — путём замены изношенной техники на современную. Кстати, сейчас в России уже работает 11000 тракторов «Джон Дир». А «Джон Дир» по сравнению с тракторами белорусского производства все равно что Мерседес по сравнению с Жигулями. А если он будет локализован, то и цена может серьезно упасть. Ну и представьте, что будут выбирать труженики села?
Что уж говорить о Ростсельмаше. Сегодня «Ростсельмаш» - это уже не один завод, а нехилая семейка, в которую входят 13 предприятий, на 10 производственных площадках в 5 странах. Свою продукцию они выпускают под брендами «Rostselmash», «Versatile», «FarmKing» и «Buhler». Основное предприятие у них, работает в России, в Ростове-на-Дону.
Эти ребята просто купили завод В Канаде и часть его производства локализовали в России. Таким образом модернизировали основное производство и значительно, за счет падения курса рубля, удешевили зарубежное, поставляя туда узлы и агрегаты российского производства, и спокойненько конкурируют по всей северной и южной Америке. А сейчас собираются строить в России еще один тракторный завод. Ну и куда «бедному крестьянину» податься? В Белоруссию? Да как-то уже и не хочется.
Про Маз и Камаз вообще лучше не говорить. Камаз давно уже национальный лидер в сфере коммерческих перевозок в России, но есть еще над чем потрудится. Появилась кабина, новый движок Cummins. Ну и конечно же военный заказ у Камаза приличный, всегда есть чем заняться.
Вот, кстати, на счет военного заказа. А как там МЗКТ (Минский завод колесных тягачей) поживает? Легкие тягачи уже давно в России делают, остались тяжелые платформы, но и тут Камазята шустрят и делают что-то более современное (Платформа О), и ведь рано или поздно сделают, потому что у них денег, как у дурака фантиков. И с чем же останется МЗКТ? Что же остается в Белоруссии? Нефтепереработка? Торговля нефтепродуктами? Но и тут Россия своим налоговым маневром всю малину поломала.
Вот и получается, что даже если Россия и Белоруссия останутся в добрососедских отношениях, для Белорусской промышленности ничего хорошего не предвидится. Ну, и как следствие, ничего хорошего не предвидится и у большинства белорусов. А почти никто из моих контрагентов по переписке в Белоруссии этого не понимает, все как один за дружбу, но за «самостийность» Белоруссии, мол жили под Москвой, знаем как. И никто не понимает, что выхода другого нет как объединятся по Крымскому сценарию. По Крымскому сценарию значит не будет больше Белоруссии, а будут области в составе РФ. Тогда и инвестиции и субсидии для Белорусских заводов будут, потому что это будет уже не Белоруссия а Россия, и заводы будут российские, и люди будут не белорусами а русами, кем по сути дела и сейчас являются.
А Лукашенко после этой истории с выборами вроде оклемался, осмотрелся и снова в ту же дудку дуть начинает. Опять я – не я, и лошадь не моя, опять про «самостийность» и компромиссы. Но ведь компромисс и конформизм — это просто вежливые формы проявления таких качеств, как «бесхребетность» и «слабохарактерность», а то и откровенная трусость, спаянная с неспособностью взять на себя ответственность и совершить поступок. И уж ему то давно должно быть все понятно. Хотя может он рассчитывает еще лет 20 у власти просидеть ? Но, судя по последним событиям, вряд ли у него это получится.
Есть еще конечно надежды у белорусов на транзит. Мы, мол, на мосту живем, страна наша мост между западом и востоком, между Россией и Европой. Только вот жить на мосту не очень то и хорошо, простудится можно. Да и не прокормит этот «мост» всех живущих на нем. Хотя конечно, можно и впроголодь прожить, только, боюсь, не всем это понравится.
Вот как то так.
А что вы, уважаемые читатели, думаете по этому поводу? Обязательно напишите свое мнение в комментариях!
Спасибо за просмотр! Ставьте лайки и подписывайтесь в раздел! Всего доброго!