Казань — город наиболее быстрых урбанистических трансформаций в России

Казань — город с самыми быстрыми урбанистическими преобразованиями в России. Если проекты, представленные на выставке АРХ Москва, будут реализованы - черная мечеть-куб и новое здание театра. Камала – столица Татарстана сможет претендовать на звание архитектурного центра страны

Казань — город наиболее быстрых урбанистических трансформаций в России В Казани построят соборную мечеть. Черный, минималистичный, на воде

В этом году в центре главной архитектурной выставки страны АРХ Москва построен павильон в виде черного куба. В нем в сопровождении ароматов и звуков, которые должны напоминать о священном, находится макет той самой черной соборной мечети в форме куба, которую планируется построить в Казани. Пожалуй, это самый необычный российский архитектурный проект последних лет.

1. Черная мечеть в кубе

Архитектурный проект столичного агентства «Цимайло, Ляшенко и партнеры» рушит все представления о том, какой должна быть мечеть. Обычно это здания с одним или несколькими куполами и минаретами, как правило, белого или светлого оттенка. Проект новой Казанской Соборной мечети необычен и по форме, и по цвету, и по композиции комплекса. Главное здание для молящихся представляет собой лежащую на земле белую полусферу, окруженную огромным черным каменным кубом. У куба нет крыши, но есть щели. Архитекторы перенесли минарет довольно далеко от мечети, идти к нему нужно по длинному узкому пирсу. Если большинство минаретов имеют круглое сечение, то в новом проекте оно прямоугольное.

Архитекторы объясняют форму мечети и ее черный цвет отсылкой к кубической мусульманской святыне Каабе, расположенной в Медине. Образ минарета образован ими от арабского слова «манара», что в переводе означает «маяк». Минарет маяка также будет использоваться как смотровая площадка. Белый молельный зал планируется построить из светоотражающего материала, за счет этого полусфера будет видна через отверстия в черном кубе в любое время суток.

Мечеть получилась большой: высота 80 метров, минарет в два раза выше. Зал рассчитан на 10 тысяч человек. Строительство объекта приурочено к 1100-летию принятия ислама в России.

Место для проекта выбрано тоже довольно необычное – на воде, на Волге. Здание будет соединено с землей общественной площадью. Кстати, Соборную мечеть изначально планировалось построить на берегу реки Казанка, напротив Казанского Кремля. Был даже проведен конкурс, который, однако, не выявил явного победителя. По ряду причин в итоге решили сменить локацию и перенести объект на Волгу, где он станет центром нового района.

По личному приглашению главы Татарстана Рустама Минниханова к разработке проекта была привлечена модная столичная контора «Цимайло, Ляшенко и партнеры», которая в последние годы пользуется спросом у заказчиков, специализирующихся на строительстве дорогого жилья. Для Казани москвичи спроектировали квартал в новом районе Портовый, им также предложили создать концепцию мечети. Проект уже одобрен главой Татарстана, сейчас идет его согласование.

Появление минималистичной черной мечети, да еще в регионе, известном своим традиционализмом, неожиданно, но, возможно, это следствие стереотипного восприятия. «Насколько я знаю, в исламе нет архитектурного канона, — говорит главный редактор «Архитектурного вестника» Дмитрий Фесенко. - В православии более очевидно следование неписанным правилам. Но и канона как такового здесь тоже нет: он не закреплен ни в одном из церковных текстов, но, по-видимому, передан в устной традиции».

Для России проект Казанской мечети выглядит смелым, но в глобальном контексте он не уникален. «На архитектурной выставке планировка поражает своей лаконичностью. Но если говорить о понятиях архитектуры мечети, то ничего нового в ней нет. В Дакке и Чечне уже построены молитвенные здания в форме куба – и белого, и черного цвета, аналогичный проект разработан для Казахстана. Была даже «мечеть над водой» — проект Мишеля Пинсо для Касабланки, — рассказывает Евгений Кононенко, доктор искусствоведения, заведующий сектором азиатского и африканского искусства Норвежского института истории искусств. «Условия казанского конкурса однозначно определили создание объекта, который станет образцом татарского стиля, но вряд ли этот образец можно считать выражением какой-либо национальной традиции».

Ключевым вопросом реализации проекта соборной мечети является восприятие ее необычной формы мусульманами Татарстана и простыми горожанами. «С архитектурной точки зрения оно концептуальное, яркое. Чувствуется, что архитекторы стремились создать ультрасовременное здание. Но культовые сооружения в первую очередь строятся для верующих. Архитектор работает со стереотипами портик - это театр, это шпиль - собор. Это язык, на котором мы общаемся с будущими пользователями здания. Здесь архитектор говорит с народом на одном языке? - спрашивает основатель проекта UNK Юлий Борисов. — Ничего подобного в России пока нет, но примеров современных мечетей и храмов в мире немало.И европейская, и азиатская культура сегодня спокойно воспринимают культовые сооружения в стиле модерн, здесь нет противоречия.Верующие — это современные граждане с мобильными телефоны, они интегрированы в мир. Поэтому нет необходимости воспроизводить образы из прошлого. А нужно получать ответы от людей».

«Что касается архитектуры, то она концептуальна, современна. Очевидно, архитекторы стремятся создать
суперсовременное здание. Но в первую очередь религиозные сооружения делаются для тех людей, которые
полагать. И возникает вопрос: в какой мере сами верующие воспримут этот объект?»

2. Театр из треугольников

Еще один резонансный проект — архитектурная концепция нового здания Statens Dramatater. Камала в центре Казани. Концепция большого театрального центра с четырьмя залами стала результатом международного многоэтапного конкурса, организованного в прошлом году. В финал вышли проекты восьми консорциумов, состоящих из зарубежных и российских (казанских, московских и петербургских) архитекторов. Список иностранцев был весьма убедителен и разнообразен: деконструктивисты из Coop Himmelb(l)au — кстати, именно их идеи сейчас воплощаются в новом театре оперы и балета в Севастополе; сторонники бионической архитектуры из агентства Zaha Hadid; Японская звезда, или, как сейчас говорят, звездный архитектор Кенго Кума.

Безоговорочным фаворитом конкурса считался «Белый лист» — проект англичанина пакистанского происхождения Асифа Хана.

Обратите внимание: О положении России в мировой экономике.

Он подкупил отсылками к окружающей застройке и истории места, элементами сакральной исламской архитектуры и, что скрывать, относительно умеренным бюджетом — около трех миллиардов рублей. Однако после пятнадцатичасового обсуждения жюри неожиданно одним голосом проголосовало за альтернативу, предложенную столичным агентством Wauhaus, в компании японцев из Kengo Kuma & Associates, немцев из Werner Sobek AG и Казанский архитектор Герман Бакулин.

Проект-победитель «Ледяной цветок» — смелое и даже агрессивное вмешательство в городскую среду. Одним из самых ярких элементов является причудливо сконструированная крыша из, казалось бы, произвольно очерченных огромных стеклянных треугольников. Авторы по-разному объясняли остроконечную форму театрального центра. Например, отдадим дань уважения «ледяным цветам», которые растут зимой в Кабансйоэне, на берегу которого и будет построено здание. Или воплощение татарской души – острой и замкнутой снаружи, мягкой и сердечной внутри. Однако это всего лишь слова: структура такой формы никак не связана с контекстом и может появиться где угодно в мире.

После подведения итогов конкурса руководство города и республики оказалось в сложной ситуации. За проект Асиф-хана проголосовали все официальные лица – от мэра и главного архитектора Казани до министров Татарстана. Однако первое место занял консорциум агентства Wauhaus, концепцию которого советник главы Татарстана Наталья Фишман-Бекмамбетова назвала «агрессивной и милитаристской».

Проект-победитель яркий, но сложный в реализации и дорогой. По предварительным оценкам, на строительство театра площадью 37 тысяч квадратных метров потребуется семь миллиардов рублей. Это 208 тысяч рублей за квадратный метр здания с театральным оборудованием — можно предположить, что бюджет такой сложной конструкции в итоге окажется гораздо больше. Однако желание получить знаковое здание руководство города и республики все же проявляет, площадка уже готовится. Работы планируется завершить в 2025 году.

Неожиданный результат конкурса не случаен. «Интересно, что когда Казань приглашает для участия в конкурсах зарубежных и московских архитекторов, Казань всегда требует, чтобы проект придерживался национальной идентичности и культурных кодов. Но в финальных проектах связь с местными традициями уловить сложно современные концепции, которые можно реализовать где угодно», — комментирует Юлия Шишалова, главный редактор архитектурного журнала «Проект Россия». В большинстве уголков мира локальные традиции уступают место глобалистскому стилю всего за пару десятков лет ставший одним из самых модных и быстрорастущих мегаполисов, показывает, что универсальный архитектурный язык мирового мейнстрима, не связанный с контекстом и местной культурой, подходит большинству людей.

3. Архитектура с вау-эффектом и «эффект Бильбао»

Яркие и дорогие архитектурные объекты — это всегда сочетание амбиций, ресурсов и политической воли. Что касается столицы Татарстана, то это тоже логичное продолжение стратегии развития города. Сегодня Казань — один из самых динамично развивающихся городов России с точки зрения трансформации окружающей среды. И теперь благодаря необычной архитектуре можно совершить новый прорыв.

В новейшей городской истории города можно выделить несколько этапов. Первый связан с празднованием тысячелетия в Казани в 2005 году, когда город получил серьезные средства из федерального бюджета. На эти деньги была проложена линия метро, ​​реконструированы железнодорожные вокзалы, приведены в порядок ключевые улицы в центре города, построен ряд знаковых объектов (мечеть Кул-Шариф, мост Миллениум, «Татнефть Арена» и другие). Город получил сильный толчок к развитию и резко оторвался от своих конкурентов в Поволжье по качеству жизни. Интересно, что в Казани возник необычный архитектурный феномен – здания, копирующие европейскую классику XIX века. Например, Сельскохозяйственный дворец Министерства сельского хозяйства практически повторяет венский Хофбург.

На втором этапе, в начале 2010-х, крупные федеральные инвестиции пришлись на программу подготовки столицы региона к Универсиаде-2014. Были построены Деревня Универсиады на 15 тысяч человек, ряд крупных спортивных объектов (в том числе футбольный стадион «Казань Арена» на 45 тысяч зрителей), многие объекты транспортной инфраструктуры. Примерно с 2015 года стартовал новый этап развития города – масштабная республиканская программа развития общественных пространств, не имеющая аналогов в России (за исключением столицы). В рамках этой программы в регионе построено или реконструировано более 400 объектов, а некоторые проекты — например, набережная озера Кабан или парки столицы Татарстана — стали знаковыми для страны в целом. В 2019 году программа получила престижную Премию Ага Хана в области архитектуры, которой отмечают самые важные и интересные проекты в районах с преимущественно мусульманским населением.

Благодаря этим и другим проектам (например, программе перезапуска системы общественного транспорта) Казани удалось радикально преобразовать городскую среду. Был перезапущен и местный «софт»: в Казани сейчас очень насыщенная культурная жизнь — ежегодно проходит более сотни фестивалей, на некоторые из которых приходит до ста тысяч человек. Но преобразование окружающей среды, конечно, не самоцель. Благодаря этому можно попытаться ответить на вызовы, стоящие перед городом: развитие туризма, привлечение молодежи, противодействие перемещению населения. Во всех этих областях достигнут значительный прогресс. Население Казани за десять лет увеличилось на 140 000 человек, что составляет более 11%. Приток молодежи превышает ее отток.

Туризм также быстро развивается. За последний год поток туристов вырос на 20% — до трех миллионов человек, а за два десятилетия увеличился почти в десять раз. Десять лет назад Казань не воспринималась как туристический центр, а сейчас она входит в шестерку самых посещаемых регионов России после столиц (Москва, Московская область и Санкт-Петербург) и курортов (Краснодарский край и Крым). Самара, которая когда-то конкурировала с Казанью за туристов, принимает в шесть раз меньше людей. Туризм стал давать значительный экономический эффект: по данным Госкомитета Татарстана по туризму, он приносит городу более 30 миллиардов рублей в год.

«Сегодня у россиян нет возможности выезжать в поездки по Европе: границы закрыты. Но привычка к путешествиям осталась, и Казань оказалась на гребне волны. Мы должны создать правильные условия, чтобы наш город стал Меккой для гостей. К 2030 году Казань примет пять миллионов туристов», — ставит цель мэр Казани Ильсур Метшин. Архитектурные проекты с вау-эффектом создают у молодежи ощущение современности и генерируют значительный поток туристов. Вспомните «эффект Бильбао», когда одно-единственное здание необычной архитектуры — Музей Гуггенхайма по проекту Фрэнка Гери в Бильбао — в несколько раз увеличило поток туристов в этот город на севере Испании. В этом контексте усилия руководства Казани по архитектуре с вау-эффектом могут оказаться выигрышными. Индустрия туризма уже сформировалась, городская среда преобразилась, и столице региона нужна новая движущая сила для реализации своего потенциала.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Казань — город наиболее быстрых урбанистических трансформаций в России.