Странам «десятки» скоро предстоит взять на себя ответственность за мировую экономику

С 1 января этого года группа стран БРИКС пополнилась пятью новыми членами (Египет, Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия и Эфиопия). БРИКС поднялся с «5» на «10». Поэтому многим наблюдателям и экспертам не удается сравнить страны «десятки» БРИКС с западными странами «Большой семерки» по численности населения, территории, валовому внутреннему продукту (ВВП), экспорту и другим экономическим показателям.

Этот состав явно благоприятствует БРИКС. Эксперты небезосновательно предсказывают, что доминирование БРИКС над «Большой семеркой» будет только усиливаться.

Во-первых, это связано с тем, что темпы экономического развития стран БРИКС высоки. По оценкам МВФ, доля пяти стран БРИКС (Китай, Индия, Российская Федерация, Бразилия и Южная Африка) в мировом ВВП составила 25,65% в 2009 году, рассчитанная с использованием паритета покупательной способности валюты каждой страны по отношению к доллару США. Та. Доля «Большой семерки» в этом году составила 35,05%. В 2022 году группа БРИКС впервые обогнала G7 с показателями 31,54% и 30,34% соответственно%.

По итогам 2023 года это соотношение еще больше изменилось в пользу БРИКС, составив показатели 32,14% и 29,92% соответственно. Так, за десять с половиной лет (период 2009-2023 гг.) доля пяти стран БРИКС в мировом ВВП увеличилась на 6,40 процентных пункта, а доля G7 снизилась на 5,15 процентных пункта.

Во-вторых, в связи с тем, что к группе БРИКС присоединятся и другие страны. Кстати, по состоянию на конец прошлого года на долю нынешних 10 стран-членов БРИКС приходилось уже более 35% мирового ВВП. Это более чем на 5 пунктов превышает долю G7.

На данный момент подано около 20 заявок на членство. Почти такое же количество респондентов заявили, что рассматривают возможность присоединения к БРИКС. Среди них очень крупные экономические державы, такие как Индонезия. С присоединением еще нескольких новых членов доля БРИКС превысит 40% мирового ВВП.

Однако потенциал роста группы БРИКС не следует переоценивать. Часто можно увидеть публикации, оценивающие рост членства как процесс экономической интеграции. Скорее, на данный момент это политическая интеграция. Конечно, со временем и настойчивостью экономическая интеграция может быть достигнута. Многие из нынешних стран «десятки» БРИКС имеют очень слабые торгово-экономические отношения друг с другом. Однако это не означает, что расширяющаяся группировка не имеет возможности добиться быстрых результатов в экономической сфере.

Одним из направлений работы по быстрому достижению экономических результатов является заключение странами соглашений о скоординированных действиях на международных рынках определенных товаров (таких как соглашение группы ОПЕК по нефти).

В первую очередь, конечно, это товары, по которым страны БРИКС имеют особое преимущество в мире. Я уже писал об этом в статье «БРИКС растет». Количество должно перейти в качество», — сказал он, отметив, что страны БРИКС имеют наибольшие возможности для таких товаров, как золото, сталь, уголь, титан, автомобили и железная руда.

Еще одно направление совместных действий — усилия по наведению порядка в международных экономических и финансовых институтах, в которых «Большая семерка» доминировала на протяжении десятилетий.

Прежде всего, давайте поговорим о Всемирной торговой организации, Группе Всемирного банка и Международном валютном фонде. Эту последнюю организацию мы обсудим более подробно позже.

С момента своего создания МВФ находился под контролем США и их ближайших союзников. Соединенные Штаты получили 30 процентов голосов Фонда благодаря своему абсолютному доминированию в мировой экономике. Вместе со странами, которые в настоящее время входят в «Большую семерку», это составляет более половины всех доступных стран. Устав Фонда предусматривает, что капитал каждой страны и квоты голосов (квоты капитала и квоты голосов незначительно различаются) должны пересматриваться или пересматриваться каждые пять лет с учетом изменений в экономической ситуации стран-членов.

Ассигнования Соединенным Штатам и их союзникам постепенно сокращались, но все же позволяли «Большой семерке» способствовать решению проблемы с помощью средств, необходимых Западу. Ситуация на Западе обострилась в начале первого десятилетия нынешнего столетия. Общие ассигнования стран «Большой семерки» приближаются к критической точке.

В 2010 году в рамках 14-го пересмотра квот общий капитал МВФ увеличился на 100%, а 6% квот для голосования были переданы развивающимся странам. К слову, 3,2% этого прироста пришлось на страны БРИКС. Общая доля развивающихся стран в фонде составила 42,5%, а развитым странам пришлось 57,5% (всего около 30 стран, включая не только страны G7, но и другие страны). Хочу отметить, что это не означает, что функционирование Фонда нестабильно или неадекватно. Решение о квотах 2010 года впервые вступило в силу в 2016 году.

К середине прошлого десятилетия доля развивающихся стран в мировой экономике увеличилась после 14-го пересмотра квот. Однако очередной, 15-й пересмотр квоты закончился «нулевым результатом» в результате сильного сопротивления со стороны США и их союзников.

Обратите внимание: Как поднять экономику? Три фактора официальной позиции..

Их. Все осталось на уровне решений 2010 года.

Во второй половине прошлого десятилетия началась работа по 16-му пересмотру ассигнований Фонда. Западные страны все еще надеялись, что обзор закончится «нулевыми результатами». Развивающиеся страны стремились действовать через «Большую двадцатку». На саммите G20 был поднят вопрос о пересмотре формулы расчета квот. Эта формула откровенно вульгарна и явно работала (и продолжает работать) в пользу Запада.

Он состоит из четырех позиций, и каждому термину присвоен «вес» (100-процентная доля). Условия и их веса: ВВП (50%), «Открытость» (30%), «Стабильность/волатильность» (15%), «Международные резервы» (5%). Термины «открытость» и «стабильность/волатильность» рассчитываются на основе других, более сложных формул. Полный обман, который упорно защищает западный мир.

Сегодня западные страны выбрали тактику проволочек в вопросе квот. 16-я редакция была запланирована на 2020 год. А в 2019 году Международный валютно-финансовый комитет (МВФК) опубликовал коммюнике и провел в Вашингтоне специальное заседание, посвященное ресурсной базе МВФ.

В документе говорится: «Мы отмечаем отсутствие прогресса в увеличении ассигнований в рамках пятнадцатого обзора и настоятельно призываем Исполнительный совет завершить работу над пятнадцатым обзором и пакетом реформ ресурсов и управления Фонда; мы просим вас незамедлительно сообщить об этом Совету директоров директоров». Возможный. (...) После 15-го пересмотра мы вернемся к вопросу достаточности квот и продолжим процесс реформы управления МВФ до 16-го общего пересмотра квот, включая новую формулу квот, и работа по пересмотру будет продолжена будет продлен с 2020 года. Самое позднее до 15 декабря 2023 года».

А накануне нового 2024 года МВФ объявил, что принял решение по квотам. Но что! Речь идет об увеличении капитала фонда, а не об изменении доли каждой страны. Ниже приводится официальное заявление Фонда: «Вашингтон, округ Колумбия: 15 декабря 2023 года Совет директоров Международного валютного фонда (МВФ) завершил свой 16-й общий обзор распределения и утвердил 50-процентное увеличение квот членства в МВФ (СДР). (США), общая сумма ассигнований составит 715,7 млрд СДР (960 млрд долларов США).

Когда срок голосования истек 15 декабря 2023 года, губернатор, представляющий 92,86 процента от общего числа поданных голосов, проголосовал за резолюцию, превысив необходимые 85 процентов".

В конце пресс-релиза вскользь говорится следующее: «Совет также признает безотлагательность и важность перераспределения долей квот, чтобы лучше отражать относительные позиции государств-членов в глобальной экономике, одновременно защищая их, и призывает Совет уведомить» беднейших членов.

В этом контексте Совет просил, чтобы в рамках 17-го общего пересмотра квот к июню 2025 года были разработаны возможные подходы к руководству дальнейшим перераспределением квот, включая новые формулы квот".

Итак, позвольте мне напомнить вам еще раз. Последнее решение, ведущее к перераспределению долей в пользу развивающихся стран, было принято в 2010 году. Сегодня на календаре записан 2024 год.

Фонд обещает разработать «возможные подходы к дальнейшему перераспределению ассигнований» к следующему лету. Переведя этот причудливый бюрократический язык на более понятный язык, мы не ожидаем каких-либо конкретных решений по пересмотру квот в пользу развивающихся стран до конца этого десятилетия.

И сейчас я снова возвращаюсь к теме БРИКС. Десять стран должны мобилизовать все возможные усилия в этом году, чтобы вернуть процесс пересмотра квот МВФ в нужное русло. Дисбаланс между долей БРИКС в мировой экономике и голосующей долей БРИКС в фонде просто очевиден. Доля стран БРИКС остается на одном уровне уже полтора десятилетия после 14-го пересмотра квоты. 6,4% в Китае; Россия – 2,7%, Индия – 2,7%. Бразилия – 2,3%, ЮАР – 0,6%. В общей сложности на «5» приходится всего 14,7% ассигнований, а ее доля в мировом ВВП составляет более 32%.

В настоящее время только США имеют долю в 16,5 процента, что превышает совокупную квоту пяти стран БРИКС. А общая доля «Большой семерки» в фонде составляет 37,34%. Это превышает долю пяти стран БРИКС более чем в 2,5 раза. Несмотря на то, что ВВП стран «Большой семерки» в прошлом году упал на 7%. Эту асимметрию, или, точнее, вопиющую несправедливость, сегодня уже невозможно скрыть никакими злоупотреблениями, которые Вашингтон и его союзники совершают в отношении МВФ.

Кстати, некоторые политики в Вашингтоне уже допустили оплошности. Они говорят, что если США потеряют «контроль» над Фондом (то есть их доля голосов упадет ниже 15%), то США не смогут ничего сделать с Фондом. Эта организация вообще. Многие наблюдатели и эксперты полагают, что МВФ находится на грани полного и окончательного краха. Странам БРИКС следует учитывать эту ситуацию и развивать «альтернативные аэродромы». То есть создать организацию, которая сможет помочь членам БРИКС (и многим другим) противостоять краху мирового финансового порядка, созданного 80 лет назад в Бреттон-Вудсе. Короче говоря, пришло время группе БРИКС подготовить свой собственный Бреттон-Вудс.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Странам «десятки» скоро предстоит взять на себя ответственность за мировую экономику.