Недружественные страны не откажутся от нашего «летучего металла» сами — так, может, пора их послать первыми?

Европейская компания Airbus сообщила, что получила разрешение канадских властей на работу с ВСПМО-Ависма, ранее попавшей под санкции Оттавы. В заявлении компании не уточняется, как долго будет действовать освобождение.

«Мы понимаем, что нам будет сложно оставаться конкурентоспособными, если компании из Европы или других регионов по каким-либо причинам полностью откажутся от нашей продукции. В таком случае западные компании не обращают внимания на условности и действуют гибко», — отмечает Дмитрий Песков. Как обычно, у русских его не купишь, но если очень нужно, то можно. Раньше американцам также разрешалось покупать российские ракетные двигатели при наличии «очень веских причин»…

"Это то же самое, что покупка американцами российского урана", - говорит Владимир Сапунов, эксперт по военной политике. — Если будет настолько выгодно, что замену не найти, какие санкции будут введены.

В марте газета Washington Post сообщила, что российская компания «ВСМПО-Ависма» (дочернее предприятие «Ростеха»), не подпадающая под санкции ЕС и США, второй год подряд экспортирует в западные страны титана на сумму более $300 млн ежегодно. Сообщается. При этом большая часть поставок была отправлена ​​в поддерживающие Украину западные страны: Великобританию, США, Германию и Францию.

Но, конечно, это продлится недолго. По их словам, Airbus уже отказался от российского титана в производстве боеприпасов. Понятно, что мы движемся в сторону отказа от использования титана в гражданских целях. Но пока, как видим, получается не очень хорошо.

«СП»: Титан — редкий материал? Неужели Россию некому заменить?

— Крупнейшие в мире запасы титана находятся в Китае, на втором месте Россия. Далее идут ЮАР, Мозамбик, Япония, Норвегия, Казахстан и Шри-Ланка. Китай является крупнейшим производителем как диоксида титана, так и губчатого титана. Это происхождение металла.

Россия является третьим по величине производителем губчатого титана в мире после Китая и Японии. Однако благодаря нашей уникальной технологии наша страна производит более 50 процентов титановых сплавов для авиастроения. И, как всегда, Россия предлагает лучшее предложение по соотношению цена-качество, а также имеет отличную репутацию в области сертификации, что очень важно для авиастроения. В США тоже есть свои месторождения и добыча титана, но все они дороги и неэффективны.

Естественно, поэтому заменить Россию пока некем. Теоретически это можно было бы сделать и на Украине, обладающей большими запасами титана и советскими технологиями. Но, как обычно, на 30 лет развалили геологоразведку, добычу и производство. И сейчас даже интересно об этом поговорить.

«СП»: А как насчет «Боинга?

— Компания прекратила закупки российского титана в начале Северного военного округа, хотя у американцев было до трети всего титана из США. Их как-то пытаются заменить на американские, японские, китайские, казахстанские. Хотя говорят, что уклоняются от санкций и получают и наши. Видимо, они разговаривают без причины.

«СП»: Что будет, если мы откажемся продавать нам уран? Будем ли мы ждать, пока то же самое произойдет с титаном, или мы будем опережать события?

— У нас как-то по-другому выстраиваются внешнеторговые отношения. У нас нет репутации надежного партнера, выполняющего контракты и т д. Конечно, это неправильно. Будь то торговля углеводородным сырьем или продажа драгоценных металлов, лучше переключиться на репутацию непредсказуемого партнера. Следовательно, это окажет более серьезное влияние на мировой рынок как по объему, так и по цене.

А в обратном направлении происходит совсем другой процесс. Например, Аргентина и Чили отказались продавать литий в Россию. Естественно, есть давление со стороны Америки.

Обратите внимание: Угроза от Китая. Страны которым действительно стоит насторожиться.

Хорошо, что в Боливии дружественное правительство. И конечно, не будем забывать Китай, где добывается 60% мирового лития. Однако тот факт, что США здесь нам угрожают, был очевиден.

«СП»: Есть ли еще кто-нибудь, кому бы вы хотели продать?

--Конечно, нашими основными клиентами будут азиатские страны. Недавно в Республике Коми были открыты крупные месторождения титана. Россия будет развивать его совместно с Китаем, и Китай будет играть определенную роль в зависимости от его потребностей. Еще один интересный рынок – Вьетнам. Как правило, наш титан приобретается в любой стране, производящей этот металл, например в Бразилии, Индии или Южной Африке.

«СП»: То есть, если западный мир вдруг потеряет титан, отразится ли это на авиационной промышленности?

— Подобно урану, он плавно выделяется из нашего титана. Но у Кремля не хватило политической воли, чтобы полностью прекратить поставки и создать трудности своим бывшим партнерам. При капитализме быстрое получение денег явно важнее.

По мнению главы экспертного совета Фонда стратегического развития политолога Игоря Шатрова, титан не является редким минералом и широко распространен на Земле.

— Помимо России, крупные месторождения титана разрабатываются в Канаде, Австралии, Китае, Норвегии, ЮАР, Вьетнаме, Индии, Мозамбике и Украине. Геологоразведочные работы продолжаются во многих странах. При этом Индия, Австралия, Китай и ЮАР являются лидерами по добыче титана, а Россия, США, Япония и Китай отдают приоритет переработке и выплавке.

Крупнейшим производителем этого металла (не только в стране, но и в мире) является российская компания ВСМПО-Ависма. Доля компании на мировом аэрокосмическом рынке составляет около 30%. И, конечно, уход России существенно изменит ситуацию, прежде всего в ценовом плане.

«СП»: Вы говорите только об Airbus? Кто еще покупает наш титан?

— Ранее компания Boeing удовлетворяла около трети своих потребностей за счет титана российского производства, но вскоре после начала СВО отказалась от поставок из России. До начала спецоперации более 60% этого металла Airbus получил из России.

После возвращения Крыма в порт приписки европейские авиастроители уже пытались найти альтернативу российскому титану, но не смогли ее найти. Металлы со знаком «Сделано в России» отличает сочетание высочайшего качества первичного сырья и готовой продукции, четкого и предсказуемого производственного цикла и конкурентоспособных цен. Мы не смогли найти подобных преимуществ на мировом рынке.

Кстати, есть данные, что Boeing закупал титан в России, несмотря на санкции.

«СП»: Как это выглядит снаружи? Несмотря на санкции против России, мы все равно будем закупать титан двойной стандарт?

- Ничего личного просто бизнес. Это западный подход ко всему. Титан используется в очень чувствительной отрасли, а именно в аэрокосмической.

Поставщики в этих сферах выбираются на протяжении многих лет и редко меняются на полпути, поскольку это может негативно повлиять на конечный результат.

«СП»: Что будет, если вы откажетесь от продажи? Есть ли другие клиенты сопоставимого размера?

— Например, бразильский авиастроительный завод Embraer почти на 100% полагается на российский титан. Но Бразилия не сможет купить больше металла, чем ей необходимо. Титан – это особенный продукт. В настоящее время он активно и в больших количествах используется в авиационной промышленности. А, как известно, авиастроение развито лишь в нескольких странах мира.

Конечно, титан и его сплавы нужны не только в авиации и космосе, но и в металлургии, электротехнике, радиотехнике, химической промышленности, судостроении.

Однако создание новых цепочек поставок требует времени и сопряжено с потерями. И конечно, одному крупному покупателю продать удобнее, чем десяти мелким. Поэтому мы тоже вынуждены следовать принципам, упомянутым выше.

«СП»: Западные страны создали нынешние правила мировой торговли, но и нарушают их. То, что возможно для него, невозможно для других. Должны ли мы следовать этим правилам?

«На практике это означает, что новым покупателям сначала придется налаживать новую логистику, новые деловые отношения. Расширение БРИКС и создание других подобных организаций отодвинут от западных стран к определению своих собственных правил. Я думаю, у России будут другие покупателей того же титана в новой структуре международной торговли, отнимающей возможности.


Все последние новости и самое главное о западных санкциях и ограничениях можно найти в теме «Свобода прессы».

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Недружественные страны не откажутся от нашего «летучего металла» сами — так, может, пора их послать первыми?.