
В июле Россия вдвое по сравнению с прошлым годом увеличила импорт мороженого из Южной Кореи, установив своеобразный рекорд за всю историю торговли между двумя государствами, с гордостью сообщает РИА «Новости» со ссылкой на данные корейской статистической службы.
Всего в пиковый летний месяц российские предприятия закупили в этой стране 316,3 тонны мороженого на 1 млн долларов, что более чем в два раза превышает показатели 2024 года — как в физическом выражении, так и финансовом.
Стоит заметить, что по закупкам у Южной Кореи мороженого Россия заняла в июле четвертое место, уступив США (закупившие товара на 2,65 млн долларов), Японии (1,5 млн), Филиппинам (1,1 млн).
В целом в январе-июле текущего года объем импорта южнокорейского мороженого в РФ достиг 1,6 тыс. тонн на 4,9 млн долларов. В годовом выражении это больше в полтора раза уровня 2024-го, в денежном — на треть.
Цифра в 5 миллионов долларов, конечно, рассмешит «Газпром» или «Норникель», но здесь важна тенденция. А она как-то не очень радует. Даже с учетом того, что есть в стране любители экзотики…
На самом деле Россия традиционно сама обеспечивает необходимое для своих нужд производство мороженого в полном объёме, пояснила «СП» заместитель гендиректора Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Мария Жебит.
— В 2023 году в этой сфере был достигнут рекорд — произведено свыше 524 тысяч тонн, а в 2024-м рост продолжился, объем составил 561 тысячу тонн.
«СП»: Если объемы растут, почему мы тогда импортируем мороженое из Южной Кореи?
— Рост закупок мороженого из этой страны связан не с дефицитом мощностей или сырья, а с интересом сетевой розницы к отдельным нишевым продуктам — так называемым «экзотическим» видам, ориентированным на аудиторию с более высоким доходом.
«СП»: Значит, производство этого лакомства у нас налажено нормально?
— По мороженому мы полностью самообеспечены, и российская индустрия обладает достаточными мощностями для покрытия растущего спроса и наращивания экспорта. Сегодня это одна из самых динамично развивающихся категорий.
В целом отечественная молочная индустрия закрывает внутренние потребности на 86%, импорт сохраняется из Республики Беларусь и в основном касается молокоемких категорий, нишевых продуктов и отдельных специальных ингредиентов.
В целом импорт даже такого товара как мороженое в разумных пределах вполне возможен, хотя Россия могла бы стать лидером в продовольственном экспорте, но нам необходима внятная программа развития аграрной отрасли и четкая политика во внешней торговле продовольствием, отмечает экономист Андрей Бунич.
— У нас огромное количество плодородной земли, больше, чем на всей территории Европы — причем немало земли хорошего качества, но неиспользуемой. Мы вообще могли бы свести импорт сельхозпродукции к минимуму, оставив разве что экзотические товары — то, что у нас не выращивается. Бананы, кофе, что-то еще…
Хотя и здесь в некоторых случаях можно ориентироваться прежде всего на бывшие республики СССР, развивать торговые связи с ними.
«СП»: Что нужно для исправления ситуации?
— Необходима нормальная программа развития сельского хозяйства. Когда в середине нулевых стали заниматься отраслью, выделили деньги — темпы ее развития были очень высокие. И по ряду позиций тогда мы заняли очень хорошие позиции. Но сейчас, к сожалению, движение вперед притормозилось. Получается, мы вышли на неплохой уровень, но застряли на нем, хотя следовало бы двигаться вперед, к тому потенциал для такого движения у нас имеется.
У нас сегодня приоритет отдаётся крупным хозяйствам, холдингам, а надо развивать, конечно, малое и среднее предпринимательство, фермерские хозяйства, ассоциации, личные подсобные хозяйства.
Обратите внимание: ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ. Критика концепции, предложенной К. Марксом..
Эти формы хозяйствования в совокупности могут дать очень много, к тому же они нередко занимают ниши, которые крупным предприятиям просто неинтересны. Этим формам следует дать возможности логистики, складирования, доступ к торговым сетям, площадки для торговли.«СП»: По каким направлениям мы можем отказаться от импорта сельхозпродукции или существенно снизить его?
— По животноводству, птицеводству и другим. Надо наращивать, скажем, поголовье крупного рогатого скота, которое в советский период было значительно выше. Следует развивать производство кормов, которые сейчас в больших объемах приобретаем за рубежом. Причем мы вполне способны обеспечить себя всей линейкой необходимой продукции. Аналогичная ситуация с удобрениями.
По овощеводству мы до сих пор не используем имеющийся потенциал, в рыбной отрасли. Рыба у нас стала почему-то стоить дороже мяса, что является явным перекосом. К тому же рыбную продукцию мы также импортируем.
«СП»: Что нужно сделать в первую очередь?
— Сначала — поставить четкую цель. Скажем, сократить импорт аграрной продукции на 10 миллиардов долларов год и последовательно кредитовать проекты, которые направлены на ее достижение. Помогать по налогам, развивать малые хозяйственные формы и так далее.
Кроме того, следует комплексно развивать систему общественного питания, которую должны обслуживать производители, что будет отражаться на снижении цен в этой сфере.
«СП»: Мы можем отказаться от импорта аграрной продукции?
— Этого делать не нужно. Следует установить его на приемлемом для нашего сельского хозяйства и уровне и поддерживать. Это позволит отслеживать конъюнктуру мирового рынка по различным направлениям, при необходимости подкупать что-то, если вдруг у нас возникнут какие-то сложности. Но зависеть от импорта здесь мы точно не должны.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Аграрная политика в стране застыла на уровне середины нулевых.