Топливной отрасли нужны не пожарные, а контролёры от государства

Правительство России продлило временный запрет на вывоз автомобильного бензина за рубеж ещё на два месяца. Это решение касается как производителей нефтепродуктов, для которых ограничения продлятся до конца сентября, так и других участников рынка — трейдеров и нефтебаз, чей запрет будет действовать до октября включительно.

1. Эмбарго и рост цен

Изначально запрет на экспорт бензина был введён с 1 марта и должен был завершиться 31 августа. Сначала он затрагивал только непроизводителей, но в конце июля, на фоне стремительного роста оптовых цен внутри страны, ограничения были распространены и на нефтяные компании. Несмотря на эти меры, стоимость топлива продолжает увеличиваться.

На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже в прошлом месяце были зафиксированы рекордные котировки: цена на тонну бензина АИ-92 впервые превысила 73 тысячи рублей, а АИ-95 достигла 82 тысяч. Розничные цены также демонстрируют рост. По данным Росстата на 11 августа, средняя стоимость литра АИ-92 на АЗС составила 58,23 рубля, АИ-95 — 63,52 рубля, что на 0,6% выше показателей июля.

2. Региональные проблемы и причины дефицита

Особенно остро ситуация ощущается за пределами Европейской части России. На Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке рост цен более значителен, а дефицит топлива привёл к тому, что на некоторых заправках вводят ограничения, отпуская не более 10 литров в одни руки.

Эксперты выделяют несколько ключевых причин сложившейся ситуации. Во-первых, традиционный летний сезонный спрос в этом году оказался выше обычного из-за проблем с авиасообщением. Во-вторых, серьёзный удар по стабильности нанесли атаки украинских беспилотников на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). По данным Reuters, в августе были повреждены десять российских НПЗ, суммарно обеспечивающих около 17% мощностей по переработке нефти в стране.

3. Меры правительства и их эффективность

Для борьбы с дефицитом и ростом цен правительство не только продлило экспортное эмбарго, но и рекомендовало нефтяным компаниям увеличить поставки на внутренний рынок и воздержаться от взаимных закупок на бирже. Вице-премьер Александр Новак поручил Минэнерго разработать долгосрочные меры по стабилизации оптовых цен и усилить мониторинг доходности автозаправочных станций.

Однако, как отмечает политолог Константин Двинский, подобные запретительные меры — это лишь «тушение пожаров», а не системное решение. Он проводит параллель с газовым рынком, который находится под жёстким государственным контролем, что обеспечивает стабильность поставок и цен. В топливной же отрасли, по его мнению, царит «рынок» в худшем его проявлении, что негативно сказывается на других секторах экономики и благосостоянии населения. Эксперт приходит к выводу, что без выработки долгосрочной стратегии и грамотного государственного регулирования кризисы будут повторяться.

4. Мнение эксперта: почему запрет продлевают

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в комментарии для «СП» пояснил логику властей. Запрет на экспорт для перекупщиков, по его словам, уже стал постоянной мерой, и его продление — формальность. Что касается производителей, снимать ограничения для них сейчас было бы нелогично, поскольку биржевые цены снизились незначительно, а нефтяные компании не проявили достаточного стремления к стабилизации ситуации.

Юшков отмечает, что продление эмбарго до конца сентября не создаст проблем: топливные хранилища не заполнены, а излишки вряд ли возникнут из-за продолжающихся атак на НПЗ и снижения объёмов переработки. Прогноз на октябрь будет зависеть от ситуации с безопасностью заводов и динамикой цен.

5. Динамика рынка и прогнозы

В биржевой торговле наметилась небольшая коррекция цен. Отчасти это связано с естественным снижением спроса по окончании сезона отпусков, а также с прекращением панических закупок со стороны независимых АЗС. Однако в рознице ситуация иная: в августе темпы роста цен ускорились, достигнув 6% за неделю — это максимальный показатель с начала года.

По мнению эксперта, нефтяные компании таким образом пытаются компенсировать свои убытки, связанные с ремонтом повреждённых НПЗ, сокращением выплат по демпферному механизму и укреплением рубля. Правительство пытается сдерживать этот рост из-за социальных рисков, но цены всё равно растут опережающими инфляцию темпами. С начала года стоимость бензина увеличилась примерно на 6%, в то время как инфляция составила около 4,5-4,7%.

Таким образом, текущая ситуация на топливном рынке требует не разовых административных мер, а системного подхода и усиления государственного контроля для обеспечения долгосрочной стабильности.

Обратите внимание: Зачем России нужны иностранные инвестиции?.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Топливной отрасли нужны не пожарные, а контролёры от государства.