
Правительство России продлило временный запрет на вывоз автомобильного бензина за рубеж ещё на два месяца. Это решение касается как производителей нефтепродуктов, для которых ограничения продлятся до конца сентября, так и других участников рынка — трейдеров и нефтебаз, чей запрет будет действовать до октября включительно.
1. Эмбарго и рост цен
Изначально запрет на экспорт бензина был введён с 1 марта и должен был завершиться 31 августа. Сначала он затрагивал только непроизводителей, но в конце июля, на фоне стремительного роста оптовых цен внутри страны, ограничения были распространены и на нефтяные компании. Несмотря на эти меры, стоимость топлива продолжает увеличиваться.
На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже в прошлом месяце были зафиксированы рекордные котировки: цена на тонну бензина АИ-92 впервые превысила 73 тысячи рублей, а АИ-95 достигла 82 тысяч. Розничные цены также демонстрируют рост. По данным Росстата на 11 августа, средняя стоимость литра АИ-92 на АЗС составила 58,23 рубля, АИ-95 — 63,52 рубля, что на 0,6% выше показателей июля.
2. Региональные проблемы и причины дефицита
Особенно остро ситуация ощущается за пределами Европейской части России. На Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке рост цен более значителен, а дефицит топлива привёл к тому, что на некоторых заправках вводят ограничения, отпуская не более 10 литров в одни руки.
Эксперты выделяют несколько ключевых причин сложившейся ситуации. Во-первых, традиционный летний сезонный спрос в этом году оказался выше обычного из-за проблем с авиасообщением. Во-вторых, серьёзный удар по стабильности нанесли атаки украинских беспилотников на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). По данным Reuters, в августе были повреждены десять российских НПЗ, суммарно обеспечивающих около 17% мощностей по переработке нефти в стране.
3. Меры правительства и их эффективность
Для борьбы с дефицитом и ростом цен правительство не только продлило экспортное эмбарго, но и рекомендовало нефтяным компаниям увеличить поставки на внутренний рынок и воздержаться от взаимных закупок на бирже. Вице-премьер Александр Новак поручил Минэнерго разработать долгосрочные меры по стабилизации оптовых цен и усилить мониторинг доходности автозаправочных станций.
Однако, как отмечает политолог Константин Двинский, подобные запретительные меры — это лишь «тушение пожаров», а не системное решение. Он проводит параллель с газовым рынком, который находится под жёстким государственным контролем, что обеспечивает стабильность поставок и цен. В топливной же отрасли, по его мнению, царит «рынок» в худшем его проявлении, что негативно сказывается на других секторах экономики и благосостоянии населения. Эксперт приходит к выводу, что без выработки долгосрочной стратегии и грамотного государственного регулирования кризисы будут повторяться.
4. Мнение эксперта: почему запрет продлевают
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в комментарии для «СП» пояснил логику властей. Запрет на экспорт для перекупщиков, по его словам, уже стал постоянной мерой, и его продление — формальность. Что касается производителей, снимать ограничения для них сейчас было бы нелогично, поскольку биржевые цены снизились незначительно, а нефтяные компании не проявили достаточного стремления к стабилизации ситуации.
Юшков отмечает, что продление эмбарго до конца сентября не создаст проблем: топливные хранилища не заполнены, а излишки вряд ли возникнут из-за продолжающихся атак на НПЗ и снижения объёмов переработки. Прогноз на октябрь будет зависеть от ситуации с безопасностью заводов и динамикой цен.
5. Динамика рынка и прогнозы
В биржевой торговле наметилась небольшая коррекция цен. Отчасти это связано с естественным снижением спроса по окончании сезона отпусков, а также с прекращением панических закупок со стороны независимых АЗС. Однако в рознице ситуация иная: в августе темпы роста цен ускорились, достигнув 6% за неделю — это максимальный показатель с начала года.
По мнению эксперта, нефтяные компании таким образом пытаются компенсировать свои убытки, связанные с ремонтом повреждённых НПЗ, сокращением выплат по демпферному механизму и укреплением рубля. Правительство пытается сдерживать этот рост из-за социальных рисков, но цены всё равно растут опережающими инфляцию темпами. С начала года стоимость бензина увеличилась примерно на 6%, в то время как инфляция составила около 4,5-4,7%.
Таким образом, текущая ситуация на топливном рынке требует не разовых административных мер, а системного подхода и усиления государственного контроля для обеспечения долгосрочной стабильности.
Обратите внимание: Зачем России нужны иностранные инвестиции?.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Топливной отрасли нужны не пожарные, а контролёры от государства.