
С 1 октября 2025 года по 1 мая 2026 года в России будет действовать мораторий на обнуление топливного демпфера по бензину и дизтопливу, что следует из указа президента Владимира Путина.
Правительство в рамках механизма демпфера выплачивает субсидию нефтепереработчикам, чтобы они поставляли больше бензина и дизеля на российский рынок, а не экспортировали. Соответственно нефтяные компании получают разницу с экспортом. Но если внутренние цены на топливо растут слишком сильно, то демпфер обнуляется.
Нефтяные компании, согласно текущим параметрам Налогового кодекса, не получат выплаты по демпферу, если за месяц оптовые цены на топливо в среднем будут отклоняться от установленных индикативных цен более чем на 10% по бензину (индикатив — 60450 руб.) и 20% по дизтопливу (57200 руб. соответственно). Потому соответствующие бюджетные выплаты резко сократились с 80,4 млрд руб. в августе до 30,5 млрд руб. в сентябре.
Президентский указ также на аналогичный период отменяет акцизы на объемы зимнего дизеля, которые были произведены не на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), а на других площадках, включая мини-НПЗ или нефтебазы, с помощью смешивания летнего дизеля с авиакеросином.
Рост биржевых цен на нефтепродукты ускорился еще летом. В середине июля в правительстве обсуждался вопрос расширения диапазона отклонения индикативов на 5 процентных пунктов (п.п.). В середине августа вице-премьер Александр Новак дал соответствующее поручение Минэнерго и Минфину для ретроспективной коррекции показателей с 1 августа. Позже он говорил о подготовке расширения диапазона отклонения на 10 п.п. с 1 сентября.
Во второй половине августа биржевые цены на топливо удалось немного сбить, но с начала сентября они снова начали расти. За последние 3 месяца, к 13 октября, оптовые цены на АИ-92 выросли на 16%, до 74,207 тыс. руб. за тонну. Стоимость «Премиум-95» выросла на 12,5%, до 80,031 тыс.
Обратите внимание: Правительство Индии предложили госкомпаниям подумать о выкупе доли в "Роснефти".
руб. за тонну. По данным Росстата, темпы прироста розничных цен на бензин за 30 сентября-6 октября составили 0,85%, на неделе 23−29 сентября было 0,8%.В середине сентября руководитель «Газпром нефти» Александр Дюков высказал мнение, что правительство должно иметь право на приостановку обнуления топливного демпфера на фоне форс-мажорных обстоятельств. По его словам, иногда возникают ситуации, когда демпфер уже не может работать, а пытаться уточнить его с учетом всех сценариев нереалистично.
9 октября на совещании у Новака представители нефтяного бизнеса попросили кабмин рассмотреть вопрос введения соответствующего моратория.
Государство уже вводило меры по поддержанию стабильности топливного рынка. До конца 2025 года действует запрет на экспорт бензина для всех компаний и на экспорт дизтоплива, судового топлива и прочих газойлей для тех компаний, которые не производят нефтепродукты.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович в разговоре с «СП» подчеркнул, что последние меры являются уступкой со стороны исполнительной власти в пользу компаний.
— Существовала вероятность, что демпфер за сентябрь все же ретроспективно мог быть изменен, но в итоге бюджет сэкономил 50 млрд руб., потому что нефтяные компании и так продолжают зарабатывать за счет экспорта сырой нефти.
Но если бы нефтяники и дальше не получали выплат по демпферу, то теоретически они получили бы стимул продолжать зарабатывать на внутреннем рынке за счет повышения цен для российских потребителей. Все же история с топливным кризисом слишком уж социально чувствительная, поэтому лучше не доводить до критической ситуации — пусть и ценой бюджетных расходов.
Мера в целом может притормозить рост внутренних цен. В любом случае это не решение всех проблем, потому что это все равно выбор между сторонами одного треугольника: потребителями — компаниями — бюджетом.
Если у бюджета не будет денег, то не будет трат на безопасность и медицину на граждан. Если в свою очередь у компаний не будет средств, то у них исчезнет стимул к развитию, они перестанут заниматься переработкой, бензин станет хуже по качеству, и будут возникать локальные дефициты моторного топлива. Поэтому правительство пытается найти нужный баланс.
«СП»: Сколько нефтяные компании примерно будут получать по демпферу после введения заморозки?
— Как раньше, по 200 млрд руб, уже вряд ли получится, учитывая падение мировых цен на нефть. По августу нефтяному бизнесу выплатили 80 млрд руб., теоретически в октябре они смогут их снова получить. На текущий момент вполне неплохие выплаты.
Стоит отметить, что демпфер высчитывается только по бензину АИ-92. В Москве обычно ездят в основном на АИ-95, АИ-98 и АИ-100. То есть мера была принята во многом для регионов.
«СП»: Почему был отменен акциз на часть зимнего дизтоплива?
— Здесь государство решило тоже перестраховаться. Альтернатива — это ускоренный рост цен и локальный дефицит. Надо все это перебить даже ценой того, что бюджет что-то недополучит.
Если раньше доминировала линия, которая предполагала сбор средств преимущественно с нефтяного сектора и других экспортных отраслей, то сейчас наблюдается курс на то, что в бюджет должны вкладываться все сектора экономики.
С этим и связан рост налогов в качестве альтернативы девальвации рубля, который пока остается относительно крепким. Пока для нефтяных компаний складывается более-менее нормальная ситуация, и это правильно, потому что ситуация в случае разорения крайне важной для экономики отрасли была бы еще хуже.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Мораторий на обнуление выплат нефтяным компаниям может притормозить рост внутренних цен, хотя и не решит все проблемы.