
Для стабилизации ситуации с ценами на бензин для АЗС следует ввести потолок цен на топливо.
С такой инициативой выступил Национальный автомобильный союз (НАС). Его президент, Антон Шапарин, в частности, считает целесообразным внедрить подобный регуляторный механизма по формуле «стоимость топлива не должна превышать среднюю по региону в соответствующий день 2024 года плюс уровень накопленной инфляции».
По его словам, некоторые АЗС повышают стоимость выше инфляции с расчетом, что их не коснутся проверки или же удастся дать убедительное обоснование регуляторам и избежать штрафов. «Именно поэтому есть смысл в разработке единой, прозрачной и понятной для всех участников рынка нормативной базы по регулированию цен на АЗС», — заявил он.
Звучит, конечно, неплохо, особенно для рядовых автолюбителей, которых, мягко говоря, изрядно раздражает то, что творится сейчас на наших заправках. Но даст ли подобная инициатива ожидаемый эффект?
— На мой взгляд, такое предложение НАС — это путь к прямому дефициту топлива, — дал собственную оценку инициативе ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
— Ту необходимо понимать, что многие годы нам действительно удавалось сдерживать розничные цены на бензин и дизель так, чтобы их рост не превышал уровень текущей инфляции. Однако в 2024 году по дизелю это сделать удалось, а вот цены на бензин уложить в это коридор уже не получилось.
В нынешнем году пока уровень роста розничных цен на дизельное топливо колеблется в диапазоне 3,7−4%, а на бензин - в диапазоне 9,5−10% при том, что официальный уровень накопленной инфляции в годовом выражении, по некоторым данным, составляет порядка 8%. И по всей видимости, по итогам 2025 года мы, очевидно, повторим итоги прошлого года — розничные цены на дизель не превысят уровень инфляции, а на бензин — превысят.
Но дело все в том, что подобная установка — держать цены на топливо в пределах инфляции — была негласной. Ни в одном официальном документе она не прописана. Это, образно выражаясь, был просто экономический ориентир для правительства.
А НАС предлагает по сути подобную практику, причем далеко не самую лучшую с точки зрения регулирования рынка, возвести в ранг законодательной нормы. Однако таким образом контроль за ценами может быть установлен исключительно в розничном сегменте.
При этом на биржах стоимость бензина и дизеля, получается, может изменяться, как им заблагорассудится. Таким образом получится, что те самые независимые АЗС, о благе которых вроде бы и должен печься НАС, вынуждены будут покупать топливо по высоким рыночным ценам, а продавать уже под давлением формулы «цена прошлого года плюс официальный уровень инфляции», и ни копейкой выше. Но подобная розничная цена может оказаться абсолютно нерентабельной, и получается, если на бирже топливо дорогое, то торговать им на АЗС придется себе в постоянные убыток.
Независимые компании вряд ли захотят работать в таких условиях, не позволяющих им конкурировать с вертикально интегрированными компаниями (ВИНКами). Поэтому, скорее всего, просто массово перестанут закупать топливо на биржах и продавать его в розницу. Что, в принципе в некоторых российских регионах эпизодически наблюдается уже сейчас, правда, пока по другой причине — Федеральная антимонопольная служба выносит предписания о необходимости снижения цены в случае ее необоснованного роста.
«СП»: Но если независимые АЗС прекратят свою работу, сразу же существенно возрастет риск монопольных сговоров на топливо. Народ и без того крайне раздражен меняющимися день ото дня ценниками, а тут такой мощный стимул к росту цен. Обратите внимание: Новая методика расчёта МРОТ и способы снижения бедности.
— Нужно на биржах что-то делать, без этого нам возникновения локальных дефицитов топлива вряд ли удастся избежать. Вопрос лишь в том, может ли правительство тут что-то предпринять.
С одной стороны — да, может. Например, можно понизить акцизы на бензин и дизель, что практически сразу отразится на всех без исключения АЗС, что независимых, что ВИНК. Цены на топливо сразу же пойдут вниз. Можно, например, выплаты нефтяникам по демпферу увеличить, что тоже приведет к изменению расценок подобным образом.
С другой стороны — любые меры, способные привести к снижению цен на топливо, никак не отражаясь на его объемах, неразрывно связаны с либо повышением расходов федерального бюджета на эти цели, либо с сокращением его доходов в принципе. А он у нас сейчас и так дефицитный, причем даже больше, чем планировалось изначально.
Поэтому со стопроцентной уверенностью заявлять, что правительство решится на какие-то радикальные шаги в топливном секторе, я бы лично не стал. Оно просто не может себе этого позволить в текущих условиях. По крайней мере до тех пор, пока не закончится СВО.
«СП»: А до тех пор, выходит, тенденция к росту цен на бензин выше уровня инфляции сохранится? До каких же уровней стоимость топлива на заправках рискует подрасти при сохранении нынешнего статус-кво в нашей экономике, скажем, до начала лета 2026 года?
— По моим оценкам, рост цен на топливо однозначно продолжится, хотя и не такими высокими темпами, чтобы раздраженные нынешним положением дел автолюбители принялись как-то массово возмущаться. В два раза относительно нынешних уровней бензин не подорожает, но, полагаю, десятипроцентным ростом с начала года дело тоже вряд ли ограничится. Резкого скачка цен, полагаю, ждать уже не стоит, но не удивлюсь, если бензин подорожает ещё немного.
Однако в свете того, что многие нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) периодически приостанавливают свою работу на периоды внеплановых ремонтов из-за продолжающихся атак беспилотников ВСУ, куда более неприятным сюрпризом для россиян может стать рост цен на дизельное топливо. Из-за того, что рост цен на него пока ниже инфляции, не исключаю, что владельцы НПЗ могут пойти на это, чтобы как-то компенсировать свои затраты. Хотя, опять же, предугадывая это, государство сейчас акциз на зимний дизель фактически обнулило, но посмотрим, как эта мера себя проявит.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Эффективные механизмы снижения стоимости топлива есть, но все упирается в наполняемость бюджета.