Льготная ипотека – по крайней мере, в том виде, в котором она существовала до середины этого года – является огромной ошибкой. Это можно считать общепризнанным фактом. Кстати, «Свободная пресса» стала одним из первых СМИ, раскритиковавших правительственную программу субсидирования ипотечных кредитов.
Еще в 2022 году мы подробно рассказали, как будет работать субсидирование ставок по ипотечным кредитам, и отметили, что это создаст значительные финансовые риски для страны, если ключевые ставки вырастут.
Обязательства федерального бюджета по ипотечным кредитам, поддерживаемым государством, точно такие же, как и собственные обязательства государства по выдаче кредитов по плавающим ставкам, в зависимости от уровня ключевой ставки (KR). То есть: соотношение от «КС – 4» к «КС – 2» – в зависимости от конкретной программы. И государство несет эти расходы в течение всего срока кредита (т е. 20-30 лет!
С тех пор ключевая процентная ставка была повышена с 7,5% до 19%, и весьма вероятно, что на заседании в следующую пятницу, 25 октября, она будет повышена до 20% или даже 21%. Мы можем с уверенностью прогнозировать, что процентные ставки останутся высокими еще долгое время.
Ведь даже нынешнее замедление деловой активности не является достаточным поводом для запуска цикла снижения ставок, поскольку, как справедливо подчеркивает центральный банк в своих аналитических материалах, замедление экономики вызвано главным образом "факторами предложения". А именно, нехватка трудовых ресурсов и проблемы международной логистики и трансграничных платежей.
Экономический спад, вызванный нехваткой ресурсов, не может быть решен с помощью низких процентных ставок. Конечно, экономический рост можно искусственно ускорить за счет снижения процентных ставок, но только временно и за счет резкого роста инфляции (Эрдоган не даст вам соврать!).
Увеличение КС с 7,5% до 19% означает, что если к концу 2022 года государство платило около 3-4% за каждую субсидируемую ипотеку, то сейчас это около 16-17%, то есть рост как минимум в четыре раза. Кроме того, за последний год значительно увеличилась сумма долга по субсидируемой ипотеке. Поэтому его субсидии стали очень важной статьей бюджетных расходов.
В кулуарах Московского финансового форума министр финансов Антон Силуанов сообщил журналистам, что до конца 2024 года расходы федерального бюджета на субсидирование ставок по ипотеке при господдержке составят около 1,1 трлн руб. Судя по всему, эта оценка пока не учитывает ожидаемое повышение процентной ставки в следующую пятницу, поскольку, по словам министра, "если процентные ставки останутся на нынешнем уровне (19%), такая же сумма будет выделена на эти цели в в следующем году».
Мы видим, как процентные риски, связанные с ростом ключевых процентных ставок и массовым накоплением субсидированной кредитной задолженности, материализуются в нашем федеральном бюджете. Ведь, как заявил Силуанов во время обсуждения проекта бюджета в Госдуме, в этом году потребуется дополнительно 500 миллиардов рублей на субсидирование процентных ставок по ряду проектов, в основном по ипотечным кредитам. (По сравнению с ассигнованиями в первоначальном бюджете на 2024 год.).
Следовательно, «более 500 миллиардов рублей».
Обратите внимание: Плюсы и минусы плановой экономики на примере СССР.
Ставки субсидий. Это составляет не менее одной трети «внезапного» увеличения бюджетных расходов текущего года, которое объявляется одновременно с бюджетами на следующие три года.Силуанов недавно подтвердил в интервью Royal Bank of Canada, что расходы бюджета в этом году превысят запланированные на один триллион рублей, "большая часть которых будет направлена на субсидирование льготных ипотечных кредитов банков" и повышение ключевой процентной ставки ЦБ для погашения госдолга и удовлетворения потребностей Министерства обороны и правоохранительных органов».
Удовлетворение потребностей Министерства обороны не подлежит сомнению: это объективно необходимые расходы, связанные с будущим нашей страны. Но стоимость льготной ипотеки не является объективно необходимой, это результат политической ошибки в задержке выхода из схем господдержки застройщиков, введенных во время пандемии. Однако теперь государству придется нести это бремя еще долгие годы.
Более того, бюджетные субсидии, выплачиваемые банкам, являются лишь «прямыми» расходами государства на льготную ипотеку, но есть и косвенные расходы. Их сложно точно рассчитать, но можно оценить на качественном уровне. Для этого попытаемся порассуждать, что было бы с госбюджетом без дополнительных бюджетных расходов на льготную ипотеку.
Поэтому, если бы их не было, а еще лучше, если бы комиссий по льготной ипотеке вообще не было, то дефицит бюджета в этом году сократился бы на один триллион рублей. Это поразительная цифра, учитывая размер дефицита нашего бюджета. Для сравнения, с поправкой на указанные выше дополнительные расходы дефицит бюджета ожидается на уровне 3,3 трлн руб. То есть «прямые» затраты на льготные ипотечные кредиты увеличили дефицит бюджета в полтора раза — с 2,2 трлн руб до 3,3 трлн руб.
Это значит, что если бы этих сборов не было, Казначейству пришлось бы выпускать гособлигации под такую высокую доходность и занимать гораздо меньше денег (сейчас процентные ставки по долгосрочным ОФЗ составляют около 16-17%, а по краткосрочным Процентные ставки по ОФЗ еще выше: около 19-20%).
Чем больше объем размещения, тем большую рыночную премию должен заплатить Минфин (закон спроса и предложения, поскольку он не в состоянии платить слишком высокую премию, план размещения ОФЗ постоянно срывается.
Таким образом, на создание ОФЗ в первые три квартала необходимо всего 2 трлн руб., что эквивалентно примерно 60% первоначального плана на этот период. Как правило, ОФЗ могут работать только по плавающим ставкам, что, в свою очередь, представляет собой дополнительный процентный риск для бюджета.
Между тем, в четвертом квартале Казначейству все еще необходимо покрыть дефицит заимствований, что означает размещение его под высокие процентные ставки и с большой премией к рынку. Вывод из этого заключается в том, что без льготных комиссий по ипотечным кредитам стоимость бюджетных заимствований была бы значительно ниже, даже если бы центральный банк принял ту же монетарную политику.
Кстати, денежно-кредитная политика (МКП). Если бы не было такого большого количества субсидируемых ипотечных кредитов, нечувствительных к денежно-кредитной политике, нашему центральному банку не пришлось бы так сильно повышать процентные ставки для всех остальных.
В конце концов, для борьбы с инфляцией регуляторам необходимо обеспечить, чтобы общий уровень кредитования не рос так быстро. Таким образом, если есть один сегмент, который растет одинаково быстро при любой денежно-кредитной политике, то все остальные виды кредитования должны замедлиться больше, чем сегменты без этой «защиты денежно-кредитной политики.
Таким образом, высокие процентные ставки — это еще одна часть цены, которую наша страна платит за ошибку, связанную с задержкой выхода из ипотечных кредитов.
Последние новости об ипотеке и развитии ипотечных продуктов в темах «Свободная пресса».
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Цена политической ошибки — если это была ошибка — минус триллион рублей каждый год из бюджета.