Новый мировой экономический порядок начинается с равенства и взаимной выгоды

24 октября в Казани завершилась 16-я встреча лидеров БРИКС. Новый Южный Уэльс, присоединившийся к ассоциации в январе 2024 года, впервые принял участие в мероприятии.

Интересно, что первый саммит тогдашних стран БРИК (по инициалам стран-учредителей Бразилии, России, Индии и Китая) состоялся в Екатеринбурге (Россия) в июне 2009 года, а взаимодействие четырех стран состоялось в июне 2006 года. Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) начал общение со странами в новой форме).

БРИКС добился большого прогресса с момента своего создания. В 2010 году к организации присоединилась Южная Африка. Многие государства хотят сотрудничать с ассоциацией в той или иной форме. На этом фоне формируется новая категория стран-партнеров БРИКС. Помощник президента России Юрий Ушаков уже говорил о том, что за статус партнера борются 13 стран.

На первый взгляд, организация в некоторой степени следует по пути раннего ЕС, когда наднациональные экономические структуры только формировались - Европейское сообщество угля и стали, Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии. "СП" опросило экспертов, чтобы понять, есть ли что-то общее в развитии стран ЕС и БРИКС.

– ЕС явно существует для сравнения. Первоначально это было Европейское сообщество угля и стали (в его состав входили Франция, Германия, Италия и страны Бенилюкса), основанное на экономических интересах и принципах, а затем развившееся в политическую структуру.

С определенного периода США начали вести игру по ослаблению ЕС, сознательно вталкивая в ЕС экономически слабые страны и становясь балластом для экономической мощи Европы. США и Великобритания делают все возможное, чтобы разрушить ЕС и продлить свою жизнь.

Декан факультета международных экономических отношений Немецкого финансового университета, доктор политических наук Павел Селезнев заявил, что это отражается и в том, что немецкие предприниматели и рабочие эмигрируют в США на фоне экономических трудностей.

—— БРИКС сейчас — это просто клуб стран, потому что нет ни учредительного документа, ни устава. Этот саммит должен установить четкие правила игры и критерии приема новых членов.

Ленин говорил, что политика есть концентрированное выражение экономики. Поэтому, даже если БРИКС начнет с экономического проекта, рано или поздно оно обратится к политически значимым вопросам. Поэтому президент Китая Си Цзиньпин в прошлом году заявил, что вопросы безопасности должны решаться в рамках БРИКС.

«СП»: Что может дать России расширение БРИКС?

——Во-первых, новые рынки сбыта, развитие транспортно-логистических артерий, приобретение прав на добычу полезных ископаемых. С другой стороны, ожидать, что БРИКС решит все наши проблемы, также неверно, поскольку мы сами должны заниматься этой проблемой последовательно и исходя из интересов России.

Тот же Китай в рамках БРИКС продвигает свой собственный путь – Новый Шелковый путь, и это не долларизация, а юань. Индия конкурирует с Китаем за лидерство в регионе. Таким образом, БРИКС не обязательно представляет собой однородную структуру; у всех стран есть свои интересы в организации.

В то же время среди стран БРИКС существуют и принципы единства – справедливости, равенства, свободы и взаимной выгоды.

Обратите внимание: О положении России в мировой экономике.

На Западе действует аналогичный беспроигрышный подход, но на самом деле Запад относится к остальному миру с точки зрения потребителя.

«СП»: Какие угрозы принесет чрезмерное расширение стран БРИКС?

— БРИКС должен сохранить свой конкретный и конструктивный имидж и установить стандарты — кого в БРИКС принимают, на каких основаниях и что нужно делать. Если в организацию будут приняты все, то присутствующие там страны могут продвигать интересы других стран, фактически станут «потенциальными агентами влияния».

Например, Турция хочет присоединиться к БРИКС, но является страной НАТО. Сейчас у двух президентов Владимира Путина и Реджепа Эрдогана дружеские отношения, но турецкий президент не будет переизбран (его срок истекает в 2028 году) и после него, скажем, новый лидер может прийти кто-то, кто продвинет про- Западная линия.

Кроме того, меньшие страны с меньшей экономикой пытаются присоединиться к БРИКС, чтобы получить защиту со стороны более сильных экономик, таких как Индия, Китай и Россия. — заключил эксперт.

- Не обязательно сразу вовлекать все страны в тесное экономическое сотрудничество, потому что в нем будут участвовать страны с разными условиями и экономической политикой.

Экономист Андрей Бунич объясняет, что чрезмерная интеграция иногда опасна. Например, в тот момент, когда страны Восточной Европы вступили в ЕС, ЕС устал от нее и теперь испытывает из-за этого проблемы.

— Странам не обязательно быть полностью интегрированными в экономическую структуру БРИКС, но они могут иметь общую позицию относительно того, какую экономическую политику следует проводить на глобальном уровне. В этом процессе могут принять участие более 100 стран мира.

Но при этом в рамках широкого альянса можно организовать более глубокое сотрудничество между более развитыми и влиятельными экономиками, подготовиться к созданию взаимных торгово-финансовых институтов, а также развивать совместные проекты и увеличивать инвестиции. Все страны не должны присоединяться одновременно.

До половины государств-членов ООН могут каким-либо образом сотрудничать в рамках БРИКС, и в этом случае это может повлиять на деятельность таких крупных институтов, как Международный валютный фонд и Всемирный банк, что приведет к дальнейшему ослаблению БРИКС последний. И если мнение этих стран не будет учтено, это приведет к развалу ООН в будущем.

«СП»: Что России следует делать лучше в контексте развития стран БРИКС?

——Интеграция взаимодействия с внешним миром должна иметь четыре уровня. Первым была изоляция российской экономики от мировой экономики, в которую мы были чрезмерно вовлечены и которая высасывала всю нашу энергию – и теперь мы считаем это небезопасным. Нам нужен собственный народнохозяйственный комплекс.

Второе направление – самое тесное территориальное сотрудничество с Евразийским экономическим союзом и странами СНГ. Третий уровень – экономические составляющие стран БРИКС – транспорт, инвестиции, платежные системы, логистика, финансы, сотрудничество преимущественно с Китаем и другими крупными экономиками. Четвертый уровень — общая антиколониальная деятельность. При этом все 4 направления необходимо выполнять одновременно.

Россия в целом заинтересована в создании новых структур в сфере торговли и финансов.

БРИКС – это не просто региональный альянс. В контексте его развития создается новая структура экономических отношений и новый мировой экономический порядок.

Потому что нынешний порядок, организованный под командованием США по принципу «центр-периферия», многих не устраивает. Финансовое положение стран и их союзников оставляет желать лучшего, а страны, обладающие ресурсами и факторами производства, недооценены в нынешних реалиях.

В то же время западные финансовые рынки могут быть переоценены в десять раз по сравнению с реальными возможностями их экономик. Страны с незначительным участием или вообще без участия в финансовой системе имеют огромные возможности для бизнеса и потенциал для развития производства.

Важно отметить, что страны БРИКС не только формируют экономическую инфраструктуру, но и могут в будущем разработать совместные планы развития платежных систем и координации финансовых систем. Но для этого необходимо гармонизировать валютное законодательство, поскольку во многих странах валютное законодательство разное.


Последние новости о развитии БРИКС и казанском саммите — фишка Hürriyet».

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Новый мировой экономический порядок начинается с равенства и взаимной выгоды.