
Президент Беларуси Александр Лукашенко обвинил внутренние политические силы в создании искусственного дефицита картофеля в стране. По его словам, проверка показала, что продукта было достаточно, но его намеренно изъяли, чтобы дискредитировать действия главы государства по регулированию цен. Лукашенко привёл красноречивый пример: когда он положил наручники на стол во время разговора с ответственным лицом, проблема с поставками картофеля была решена мгновенно.
1. Разные масштабы, разные подходы
В интервью Сергей Обухов, секретарь ЦК КПРФ, провёл чёткую грань между ситуациями в Беларуси и России. Он отметил, что сравнивать их напрямую некорректно из-за колоссальной разницы в масштабах экономик и населения. Спрос со стороны огромного российского рынка естественным образом стимулирует белорусских производителей экспортировать картофель, где можно получить более высокую цену. В таких условиях жёсткие административные меры, подобные «методу наручников», могут быть эффективны для защиты внутреннего рынка небольшой страны.
2. Системные причины российского кризиса
Обухов указывает, что проблема в России носит гораздо более глубокий и системный характер. Он выделяет две ключевые причины кризиса. Во-первых, это слепая вера в то, что «рынок всё расставит по местам». Во-вторых, это полное отсутствие стратегического планирования и грамотного управления в аграрном секторе со стороны государственных чиновников.
Эксперт привёл конкретные примеры: в стране катастрофически не хватает современных овощехранилищ, что не позволяет создавать стратегические запасы и сглаживать сезонные скачки цен. Чиновники не занимаются элементарным прогнозированием: после года с хорошим урожаем и низкими ценами фермеры теряют интерес к выращиванию картофеля, что на следующий год закономерно приводит к дефициту и резкому росту стоимости.
3. Кому «положить наручники на стол»?
Отвечая на вопрос, можно ли применить белорусский опыт в России, Обухов задаёт риторический вопрос: «Перед кем их следует поставить?». По его мнению, корень проблемы лежит в системе управления, где чиновники чувствуют ответственность не перед народом, а лишь формально — перед президентом. Отсутствие реальной политической конкуренции и сменяемости власти приводит к тому, что после каждого скандала (будь то с картофелем, луком или другими продуктами) отстраняются лишь «стрелочники» среднего звена, а системные пороки не устраняются.
Это создаёт порочный круг: народ молчит, так как ему внушают, что альтернативы нет, а управленцы, не опасаясь серьёзной ответственности, продолжают работать по инерции, надеясь, что следующий кризис обойдёт их стороной.
4. Кто формирует цены на российские продукты?
Отдельно Обухов затронул парадоксальную ситуацию с ценообразованием. Он привёл данные: закупочная цена у фермеров может составлять 12 рублей за килограмм, а на полке сетевого магазина тот же продукт продаётся уже за 80 рублей. Столь гигантская разница, по его мнению, свидетельствует о проблемах в цепочке дистрибуции. Эксперт задаётся вопросом, не связан ли этот дисбаланс с тем, что значительная часть российской розничной торговли контролируется иностранным капиталом, и конечные цены могут определяться не в Москве, а в офшорных юрисдикциях.
В заключение Обухов подчеркнул, что без восстановления государственного стратегического планирования в АПК, строительства инфраструктуры хранения и наведения порядка в системе дистрибуции, разовые силовые жесты, подобные «наручникам на столе», проблему не решат. Для их применения сначала должна появиться ясность, кто конкретно и перед кем несёт ответственность.
Обратите внимание: О положении России в мировой экономике.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Скретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов: России наручники не помогут, их не перед кем класть.