27 марта 2020 года. Мемориальный комплекс «411-я батарея», официально посвященный героической обороне Одессы 1941 года, давно стал для жителей соседнего массива Таирово просто парком. Это место для прогулок под сенью вековых дубов и орехов, для пикников и даже для автокинотеатра. Особенно многолюдно здесь в майские праздники, когда воздух наполняется запахом шашлыка. В обычные же дни царит тишина, располагающая к неспешным размышлениям.
1. Музей, который не заметить
Экспозиция под открытым небом знакома каждому местному жителю с детства: «Катюша», пушки, танк. За годы мало что изменилось, разве что исчез некогда главный объект детского восторга — истребитель Су-15. Он, конечно, не воевал, но для мальчишек 90-х был символом невероятной мощи. Теперь на его месте — минный тральщик.
Неподалеку — скромный памятник пограничникам 26-го отряда НКВД, отличившимся в боях за город. Сухая справка сообщает о тысячах уничтоженных врагов и задержанных дезертирах. Но памятник стоит в забытьи, без цветов. Фраза «Никто не забыт, ничто не забыто» висит в воздухе немым вопросом.
2. Карты, стрелки и вакуум истории
Само здание музея выглядит невыразительно. Рядом — карты обороны и освобождения Одессы. Темно-синие стрелки атак противника, красные — контрударов защитников. Для непосвященного взгляда это просто хаотичный набор линий. Группа армий «Южная Украина» против 3-го Украинского фронта. Победитель, вроде бы, ясен, но контекст, человеческие судьбы, трагедия — растворились в этой схематичности.
3. Аллея, где память стала фоном
Центральная аллея, когда-то носившая гордое имя «аллея городов-героев», сегодня — обычная парковая дорожка. По бокам — ларьки, прокат машинок, детские качели и «кафе на деревьях». И лишь внимательный глаз заметит на старых плакатах улыбающихся солдат с ребенком на руках. Прохожие чаще всего проходят мимо: «Что-то старое, неинтересное».
Но память упорно напоминает о себе. На коллажах, размещенных вдоль тропы, современные цветные фото Одесского маяка соседствуют с выцветшими черно-белыми снимками военных лет. Вот оперный театр, вот Приморский бульвар... А вот — самый красноречивый символ нашего времени: слои старых агитационных плакатов, наклеенные друг на друга. Звезды и эмблемы городов-героев (Москвы, Ленинграда, Сталинграда, самой Одессы...) старательно закрашены серой краской, будто стыдливое желание спрятать «неудобное» прошлое.
4. Упругая деформация памяти
Это и есть тот самый конформизм общественного сознания, его «упругая деформация». Неудобные символы эпохи не отрицаются с яростью, а тихо, походя, стираются, замазываются, становятся фоном для прогулок с мороженым. Прошлое объявляется «совком», ненужным и неактуальным. Но деформация — упругая. Полностью вычеркнуть память не получается. Как лучик в этом полузабвении — оставшаяся на одном из плакатов жизнеутверждающая надпись, которую так и не решились уничтожить. Она — немой свидетель того, что истина, даже спрятанная под слоями краски и равнодушия, продолжает жить.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Конформизм как упругая деформация общественного сознания.