27.03.2020
Мемориал героической обороны Одессы, посвященный героической обороне Одессы во время Великой Отечественной войны, в народе — 411-я батарея, — одно из любимых мест отдыха жителей Таирова: находится в пешей доступности от жилмассива, территория комплекса плотно засажена дубами, отдельные секторы — разлапистыми орехами; летом к услугам всех желающих приятно провести досуг в салоне собственного авто за умеренную плату — автокинотеатр. На майские праздники здесь становится особо многолюдно: наступает традиционное время «маевничать» и, конечно, «шашлычничать».
В остальное же время здесь все тихо и неторопливо, можно спокойно прогуляться, абстрагироваться от мирской суеты и подумать о чём-то своем.
Все тропы уже хожены-перехожены, каждый уголок, каждый экспонат давным-давно «покорен»: «Катюшу» водил, из пушек стрелял, верхом на танковой броне ездил.
Экспозиция, в общем-то, практически не изменилась, за редким исключением. Вон там вдалеке, где сейчас стоит минный тральщик, в далеких 90-х стоял Су-15.
Великую Отечественную он, конечно, не застал, но какая разница, когда тебе лет семь и перед тобой — такая махина, что-то неизведанное. Особой популярностью пользовались его боковые воздухозаборники: чтобы пробраться внутрь, очередь надо было занимать заранее и не наглеть, иначе можно было нарваться на «серьезные» неприятности. Жаль, что его убрали...
Чуть дальше справа — памятник в честь пограничников 26-го пограничного отряда НКВД СССР.
Организованный в 1925 году пограничный отряд отличился при обороне Одессы. На его базе был сформирован пограничный (впоследствии стрелковый) полк, который уничтожил более 3000 вражеских военнослужащих, 6 пушек, 69 станковых и ручных пулеметов, 10 минометов, захватил и сжег 6 танков противника. Пограничники взяли в плен более 100 румын, а при выполнении задач по охране войскового тыла задержали до 2000 дезертиров, трусов и паникеров, бежавших с поля боя.
Стоит себе и стоит, ни на что особо не претендует. Цветов нет. Никто не забыт, ничто не забыто... Читаешь и мысленно ставишь в конце вопросительный знак, чтобы вернуться в реальность.
Вот так безлико и незатейливо снаружи выглядит сам музей, музей героической обороны Одессы. Сразу и не разберешь, кто от кого оборонялся и с чего вдруг.
Слева от здания музея — карта-схема героической обороны Одессы.
Темно-синими стрелками, как видно, отмечены направления ударов немецко-фашистских войск, а красными — контратаки и контрудары войск Одесского оборонительного района (ООР), существовавшего, по всей видимости, в вакууме.
Тут предлагают ознакомиться с картой Одесской наступательной операции.
Здесь опять все тот же сумбурный круговорот стрелочек. Судя по всему, красные наступают, а черные уже убежали. Показан подробный расклад сил на момент проведения операции. Здесь все ясно: группа армий «Южная Украина» и 3-й Украинский фронт. Очевидно, что 3-й Украинский фронт победил.
Идем дальше. Вот так сейчас выглядит аллея, которая раньше называлась аллеей городов-героев.
Аллея как аллея, во многих парках такие есть. Слева — ларьки, машинки напрокат, незамысловатые детские аттракционы, справа — «кафе на деревьях», беседки и лавочки. Кажется, глазу и зацепиться-то больше не за что, но постойте-ка: там же, справа, на плакате два каких-то (почему-то улыбающихся) солдата несут на руках не менее жизнерадостного ребенка. Три человека, три судьбы. Чему они так радуются? «Та, — подумал про себя обыватель, — что-то старое и неинтересное, идем дальше».
А дальше по аллее — все те же стройные ряды дубов, чуть впереди — ореховая роща, но по правой стороне продолжают назойливо мелькать всякие старые фотографии.
«К чему они здесь?»
«Так, какой-то коллаж. Что там? Раз, два, три... четыре цветных фото нашего маяка и опять эти унылые черно-белые фотографии. Гляди, даже какая-то пятиконечная звездочка есть, малюсенькая такая. Прикольно!»
Навсегда в памяти...
Написано курсивом — так обычно надгробия оформляют. Сюда словно просится логическое продолжение: «помним, любим, скорбим».
«И здесь опять эти солдаты... А-а-а, это, наверное, те, которые Одесский оборонительный район и все такое. Оба-на, смотри, это же наш оперный!»
«Приморский бульвар, что ли?.. Похоже, слушай. Блин, точно!»
Следующее фото, как мне кажется, полностью отражает то беспамятство, тот самый конформизм в умах людей: все прошлое — старомодно, ненужно, неактуально; оно ведь где-то там, на всех этих ободранных, наклеенных одна поверх другой фотографиях той «запрещенной» эпохи.
Неугодные символы прошлого закрасим краской, а то не комильфо — «совок». Стыдливо замажем и эмблемы городов-героев, как будто их и не было, но они ведь были, причем были совсем недавно: Москва, Ленинград, Тула, Новороссийск, Смоленск, Волгоград, Мурманск, Керчь, Севастополь, крепость-герой Брест, Одесса, Киев, Минск.
Впрочем, еще брезжит лучик совести: осталась одна жизнеутверждающая надпись, вымарать которую общественное сознание не решилось...
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Конформизм как упругая деформация общественного сознания.