Нынешние лидеры Европы сначала говорят, потом думают, а затем оправдываются

На встрече Трампас европейскими лидерами в Вашингтоне президент Финляндии Стубб, предложив свои услуги, выразил уверенность, что решение конфликта на Украине в 2025 году будет найдено, как оно было найдено в 1944 году в Суоми. Опыт, мол, у его страны в этом отношении большой. Так увлекся, что сам не понял, что сказал. АЗеленский вздрогнул: по сути, Стубб сравнил Донбасс с Карелией, часть которой финны в результате той войны потеряли.

Немного истории. В 1940-е годы Финляндия вступила в коалицию с Гитлером, начавшем Вторую мировую войну. Четыре года финские войска вели боевые действия против СССР. Они причастны к организации блокады в Ленинграде, к геноциду в Карелии, в создании десятков концлагерей на наших оккупированных ими северных территориях. Итог? Потеря части своих территорий, а также тысячу своих погибших военнослужащих. Не говоря уже о загубленной экономике и полном политическим фиаско.

«Большой вопрос, понял ли Стубб весь ад своей реплики?» — написала в соцсетях официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. По её словам, «опыт взаимодействия», о котором говорил президент Финской республики, был связан с поддержкой гитлеровской Германии и совершением преступлений против мирных граждан". Может, он этого не знает?

Реакция последовала не только из России, но европейских стран. Пришлось господину Стуббу уточнять, объяснять, подчеркивать, одним словом, выкручиваться из ситуации. Он, мол, не имел в виду территориальные уступки Киева. Да и вообще, «ситуация в 1944 году была совершенно другой. А наша цель сегодня — обеспечить сохранение суверенитета Украины и территориальной её целостности в долгосрочной перспективе», — заявил он финским журналистам по возвращению из Вашингтона в Хельсинки.

— Александр Стубб — известный оппортунист, который меняет свое мнение «по ветру», то есть, «куда дунет», так это по-русски, да? — ответил на звонок корреспондента «СП» Сахари Линден (Sakari Linden), известный европейский политолог, гражданин Суоми, с некоторых пор живет и работает в Бельгии. — Осенью прошлого года президент заявлял, что категорически против применения финской модели нейтралитета к Украине. Еще говорил, что единственным способом достижения мира в украинском конфликте является только военный путь. Сейчас заговорил о мире… Всё это иллюстрирует его готовность угодить властям США, забыв об интересах своей страны.

«СП»: Финляндия, будучи долгие десятилетия нейтральным государством, жила припеваючи. Экономика её была одной из самых сильных в Европе…

— Да, выгодная была позиция между лагерями великих держав во время холодной войны: независимость, безопасность и процветание. К сожалению, власть в лице прежнего (Ниинистё — «СП») и нынешнего президентов разрушила то хорошее, что принёс моей стране нейтралитет.

«СП»: Как думаете, вернётся к нему Суоми и как скоро?

— Не думаю, что скоро. Слишком много вложил в свою антироссийскую политику финский политический класс. Он уже начал терять авторитет. Но негативное влияние на умы сограждан ещё очень большое. И местные СМИ помогают в этом властям.

Финляндии нужна динамичная оппозиционная партия, способная войти в парламент.

Обратите внимание: «Больше не курю, потому что боюсь своей жены».

Людям достаточно узнать об альтернативе, основанной на нейтралитете, и они увидят её преимущества для страны.

Продолжает тему Никиты Межевич, известный российский политолог, президент Ассоциации прибалтийских исследований.

— До Зимней войны и Второй мировой финны жили очень бедно. После боевых действий в 1939/40 и 1941/44 гг., которые они дважды сами же и спровоцировали, к этому добавились ещё гигантские военные расходы.

Но Финляндии повезло: президенты Паасикиви и Кекконен (соответственно с 1946 по 1956 и 1956−1982, так называемая «линия Паасикиви — Кекконен) сумели правильно выстроить свою политику. Она предполагала признание определенных военно-политических ограничений и нейтралитета. При этом во внутренние дела Суоми СССР не вмешивался. Более того, даже не поддерживал финскую компартию. И не продавливал на важные посты в их стране своих людей. Критерий был такой — хороший политический режим сохраняет нейтралитет и дружбу с СССР. Всё остальное — их дела. И так продолжалось до начала 1990-х.

«СП»: До развала великого могучего Советского Союза?

— Именно так. Почувствовали нашу слабость, и началось. А на рубеже 2022-х теоретическая возможность интегрироваться в НАТО превратилась в полноценное вступление по согласованию со Швецией. После этого на том берегу достали из сейфов все свои антироссийские и антирусские заготовки, и пустили их в дело. Наши отношения стали быстро ухудшаться.

«СП»: Вернутся ли когда-нибудь?

— Вряд ли. Во всяком случаи не быстро. Точно не при Стуббе. Он слишком часто меняет точку зрения по ключевым вопросам. И много говорит гадостей о России и россиянах.

«СП»: Подходит ли Киеву опыт Суоми, о котором он упомянул?

Теоретически — да. Но нужно очень серьезно, глубоко и подробно проговаривать все нюансы, взвешивать, обдумывать. Работа непростая и не быстрая. И при чем тут, собственно, Стубб? Я понимаю, что хочет Трамп. Чего ожидает Путин. Финский народ. Граждане Украины, у которых наверняка есть своё мнение. А этот господин из Хельсинки?..

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Нынешние лидеры Европы сначала говорят, потом думают, а затем оправдываются.