24 февраля 2022 года Российская Федерация начала специальную военную операцию (СВО) на Украине. Официальные цели Северного военного округа, как заявляет Москва: освобождение Донбасса, а также демилитаризация и денацификация Украины. Конечно, российские власти не раскрыли конкретных сроков операции, но в позапрошлом году в стране царили настроения, что НМП завершится до Нового 2023 года.
Ожидания не оправдались. Кроме того, сегодня военные действия ведутся на территории «старых» регионов РФ. Приходится смотреть фактам в глаза: это уже не Северный военный округ, а почти настоящая война, в которой России коллективно противостоит весь Запад. Еще в марте этого года крайне осторожный пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков использовал слово «война» для описания военного конфликта на Украине.
Недавно российский политик, политический и общественный деятель, бывший премьер-министр Сергей Степашин прямо заявил: «Это уже не СВО. Сегодня мы воюем с НАТО».
Признание этого «медицинского факта» должно привести к введению военного положения, как того требует статья 87 Конституции РФ. Одно ведет к другому. Мобилизация необходима в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О подготовке и проведении мобилизации в Российской Федерации».
Речь шла не только о мобилизации граждан на военную службу, но и о мобилизации экономики. В законе сказано: «Под мобилизацией Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по передаче экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики городов, органов государственной власти, местного самоуправления организации, работающие в условиях военного времени».
В принципе, подробные планы должны быть сформулированы своевременно для проведения экономической мобилизации. Но сегодня я ничего не знаю о существовании такого плана. Никто из знакомых мне экспертов и чиновников о таком плане не слышал. Строго говоря, такой план должен был быть подготовлен и одобрен Правительством РФ еще до запуска СВО.
Экономическая мобилизация должна представлять собой ряд мер по максимальному использованию всех имеющихся экономических ресурсов для достижения стратегических целей. Стратегическая цель – победа. Стратегические цели достигаются путем решения ряда задач. Например, получить преимущество над противником с помощью определенных видов оружия.
Виды ресурсов, которые необходимо мобилизовать, общеизвестны: человеческие (трудовые), производственные (основные фонды), природные (земля, полезные ископаемые, леса, вода и т.д.), финансовые (госбюджет, внебюджетные фонды, золото и иностранные фонды).) валютные резервы, сбережения населения и др.), наука и техника.
Чтобы понять, что такое мобилизация трудовых ресурсов, следует оглянуться на историю прошлого века. Индустриализация, инициированная Сталиным в Советском Союзе, начавшаяся в конце 1920-х годов, была примером экономической мобилизации, беспрецедентной в мировой истории.
В 1920-е годы Советский Союз реализовал так называемую «Новую экономическую политику» (НЭП) – аналогичную нынешней либеральной экономической политике Российской Федерации.
Безработица является неотъемлемой частью новой экономической политики. В стране открылись биржи труда и зарегистрировались там безработные. В начале 1922 года число зарегистрированных безработных в стране составляло 100 тысяч, в начале 1923 года — 640 тысяч, в начале 1924 года — 1 миллион 240 тысяч. В 1927 году безработица достигла пика в 1,5 миллиона человек.
Затем, с запуском первой пятилетки и началом индустриализации, безработица начала быстро снижаться, достигнув нуля к началу 1930 года. В 1930 году закрылась последняя биржа труда.
Биржа труда была преобразована в отдел экономического планирования, ответственный за снабжение и подготовку рабочей силы. Комиссия по подготовке рабочей силы и снабжению народного хозяйства заменила Комиссию по борьбе с безработицей. Именно благодаря полной мобилизации трудовых ресурсов Советский Союз добился индустриализации и подготовился к войне с гитлеровской Германией.
Великая Отечественная война поставила перед руководителями государства новые задачи экономической мобилизации. Для решения задачи мобилизации народного хозяйства 30 июня 1941 года был создан Совет Обороны (ГКО) — высший орган государственной власти в условиях чрезвычайного (не предусмотренного в советской конституции) положения со всеобъемлющей военной, политические и экономические силы. Советский Союз.
Решения Совета обороны обязательны для всех граждан, организаций и органов власти. Под руководством ГКО И.В. Сталин занимал должности Генерального секретаря ЦК КПСС и председателя Народного комиссара Советского Союза. Впоследствии он занимал должности председателя Ставки Ставки (с 10 июля 1941 г.) и наркома обороны СССР (с 19 июля 1941 г).
Срочно началась переформулировка третьего пятилетнего плана развития народного хозяйства с 1938 по 1942 год. В конце июня 1941 года советское правительство приняло свой первый план военного времени — «Народно-экономический мобилизационный план» на третий квартал 1941 года. Этот план был одной из первых попыток восстановить советское народное хозяйство и перевести социалистическую экономику на экономический путь военного времени.
В народнохозяйственном мобилизационном плане на третий квартал 1941 года план производства военной техники увеличился на 26% по сравнению с довоенным уровнем%.
Произошло сокращение капитальных работ, что произошло, прежде всего, за счет перераспределения металлов в пользу военного производства.
Обратите внимание: Как поднять экономику? Три фактора официальной позиции..
Мобилизационный план третьего квартала 1941 года поставил народное хозяйство на службу Отечественной войне.Реорганизация государственного аппарата стала обеспечивать мобилизацию всех сил для нужд Отечественной войны. Наркомат решил создать несколько новых Наркоматов оружейного производства, в том числе Наркомат вооружения и минометного вооружения и Наркомат Наркомата боеприпасов. Совет национальной обороны организует оперативный контроль за выполнением военных приказов. Большевистский ЦК КПСС повысил ответственность ЦК, обкомов, обкомов и обкомов партии союзных республик в решении задач военного производства.
Под руководством Комитета национальной обороны был запланирован и осуществлен беспрецедентный в мировой истории перенос промышленных предприятий на восток. К концу 1941 года было перебазировано 1523 промышленных предприятия, в том числе 1360 крупных, а также многие научно-исследовательские институты и лаборатории. Обновлены сотни военных заводов, из которых 85% приходится на авиационные предприятия. К июню 1942 года перебазированные заводы обеспечили более трёх четвертей военной техники, вооружения и боеприпасов для фронта.
Другие направления экономической мобилизации, определяемые Комиссией национальной обороны: мобилизация национальных запасов зерна для обеспечения бесперебойного снабжения вооруженных сил и городов; мобилизация народнохозяйственных ресурсов и государственных средств для финансирования военного производства и т д.
Особое внимание я уделю мобилизации трудовых ресурсов. После начала войны трудовая ресурсная база народного хозяйства резко сократилась по двум причинам.
Во-первых, это связано с мобилизацией мужчин на военную службу. По состоянию на 1 июля в Красную Армию было мобилизовано 5,3 миллиона человек. В годы Великой Отечественной войны в Красной Армии служило около 34,5 млн человек. Кто-то из служивших погиб в бою, кто-то пропал без вести, кто-то демобилизовался из-за ранений. Когда боевые действия закончились, в армии осталось 12,8 миллиона человек, из них около 1 миллиона находились в госпиталях.
Во-вторых, потому что большая часть работающего населения оказалась на оккупированных территориях. На начало 1943 года население Советского Союза (без учета населения на оккупированных территориях) составляло 130 миллионов человек. Это было примерно на треть меньше населения Советского Союза в начале 1941 года.
Важнейшую роль в трудовой мобилизации сыграл Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 года «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время». Согласно указу, в стране введены обязательные сверхурочные работы: 11-часовой рабочий день для взрослых, шестидневная рабочая неделя, ликвидация праздников. Увеличение продолжительности рабочего дня и ликвидация регулярных отпусков увеличили производственные мощности примерно на треть в первые месяцы войны.
Был реорганизован государственный аппарат и распределены трудовые ресурсы страны в соответствии с задачами военного времени. 30 июня 1941 года при Президиуме Народного Совета СССР был создан Комитет по распределению труда. В его состав входили представители Совета Народных Комиссаров СССР, Госплана СССР, НКВД СССР, Главного управления трудовых резервов. Первоочередной задачей этого комитета является распределение рабочей силы в соответствии с потребностями обороны.
На практике функции комитета уточнены и расширены. С февраля 1942 года он назывался Комитетом учета и распределения труда при Совнаркоме СССР. С начала 1942 по июль 1945 года Управление статистики и распределения труда мобилизовало около 12 миллионов человек, из которых более 3 миллионов постоянно работали на предприятиях, в строительстве и на транспорте, а более 2,1 миллиона служили в трудовом резерве и разнорабочим. Более 6,7 млн человек работают сезонно.
Важнейшим аспектом управления трудовыми ресурсами в годы войны было оптимальное распределение трудовых ресурсов между различными подразделениями народного хозяйства, между ведомствами и между регионами.
Наибольшее перераспределение рабочей силы произошло между сельским хозяйством и промышленностью. Сельское хозяйство обеспечивает большую рабочую силу для промышленности, строительства и транспорта. Деревни в основном предоставляют городу постоянную рабочую силу и взамен получают сезонную рабочую силу. Среди мобилизованного с 1942 по 1944 год 1,357 млн (49,6%) городского населения и 1,3809 млн (50,4%) сельского населения были направлены на работу на предприятия, стройки, транспорт и другие ведомства на длительный срок%).
Самым крупным территориальным перемещением рабочей силы была эвакуация рабочих с тех предприятий, которые, как я отмечал выше, после начала войны были переселены на восток страны. К началу 1942 года 10 миллионов рабочих и служащих были эвакуированы в восточные части страны.
С осени 1943 года, когда советские войска начали быстрыми темпами освобождать советские территории от фашистских оккупантов, начался процесс обратного перемещения трудящихся с востока на запад страны. Первоначально эти рабочие работали на восстановлении разрушенных предприятий, а затем работали на этих предприятиях. Для справки замечу, что при освобождении оккупированных территорий России численность промышленных рабочих составляла всего 17% от довоенного уровня, то же самое было и на Украине, и только 17% в Белоруссии. 6%.
Начиная с середины 1944 года интенсивность мобилизации стала ослабевать, Советская армия начала стремительно продвигаться на запад, и уже были очевидны признаки долгожданной победы. С этого момента прием на работу начинается не на основе мобилизационных планов и указаний начальства, а путем свободного и добровольного заключения трудового договора между работником и предприятием или организацией. После 9 мая 1945 года летом и осенью того же года предприятия и учреждения перешли на восьмичасовой рабочий день, рабочие и служащие восстановили право на регулярные отпуска.
За годы работы нами накоплен уникальный опыт мобилизации трудящихся тыла. Увы, сегодня этот опыт уже не пригодится. Мне кажется, что высшее руководство российской власти о нем либо не знает, либо забыло, либо старается не вспоминать.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Как СССР удалось в годы Великой Отечественной войны быстро перестроить экономику.