Финансовые трудности РЖД и перспективы высокоскоростной магистрали Москва-Петербург

Финансовые показатели РЖД за первые три квартала года демонстрируют сложную ситуацию: по российским стандартам бухучета (РСБУ) компания зафиксировала чистый убыток в размере 4,2 млрд рублей. Это контрастирует с прибылью почти в 45 млрд рублей, полученной за аналогичный период прошлого года. Примечательно, что на фоне убытка выручка холдинга показала рост на 10%, достигнув 2,3 трлн рублей, а валовая прибыль увеличилась на 12,4%.

1. Причины убытков и рост расходов

Ранее, по международным стандартам (МСФО), РЖД сообщала о резком, 26-кратном падении чистой прибыли в первом полугодии 2025 года. Одной из ключевых причин стал значительный рост операционных расходов. Параллельно с этим летом было отмечено резкое, 20-процентное подорожание билетов на поезда дальнего следования по сравнению с прошлым годом. Например, стоимость проезда в купе фирменного поезда за 100 км пути выросла с 623,7 рубля в июле 2024-го до 794,8 рубля в этом году.

2. Спрос, логистика и инвестиции

Эксперты связывают скачки цен с особенностями спроса и системой бронирования. В отличие от авиации, билеты на поезда можно купить максимум за 90 дней, что создает ажиотаж перед самой поездкой. Для улучшения ситуации предлагается развивать пакетные туристические предложения и создавать хабовую систему с дневными скоростными поездами для разгрузки магистралей.

Финансовое давление заставило РЖД сократить инвестиционную программу на 2025 год на 40%. Основные средства теперь направляются на развитие Восточного полигона (БАМ и Транссиб), обновление путей и парка вагонов. Компания также столкнулась с высокой текучестью кадров и ростом расходов на оплату труда.

3. Комментарий эксперта: Никита Масленников

Экономист Никита Масленников пояснил, что убыток частично связан с мерами по поддержке экспорта через скидки на тарифы. Инвестиционные программы были сокращены, оставив только самые необходимые проекты. Окончательная картина прояснится после утверждения бюджета и определения тарифных условий на будущий год.

Ситуацию усугубляет высокая ключевая ставка, влияющая на стоимость обслуживания долга. Хотя ЦБ начал ее снижение, существенного облегчения для инвестиционных проектов в ближайшее время не ожидается. Перелом в динамике транспортного бизнеса возможен не раньше второй половины 2026 года, когда станут ясны траектории инфляции, ставки и пройдет индексация тарифов.

4. Будущее высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Петербург

Отвечая на вопрос о судьбе масштабных проектов, таких как ВСМ, Масленников отметил, что планы по их реализации сохраняются. Однако на фоне бюджетных ограничений сроки могут сдвигаться. Строительство высокоскоростной магистрали между двумя столицами продолжится, но точные темпы и интенсивность работ сейчас предсказать сложно. Следующий год ожидается напряженным для экономики в целом, а прогнозы по инвестициям на 2026 год остаются скромными.

5. Динамика цен на билеты

Что касается роста цен на билеты, эксперт объяснил это моделью динамического ценообразования, которая зависит от сезона и спроса. Резкий летний скачок не означает сохранения такой тенденции на постоянной основе. Государственное вмешательство в эту систему сейчас, по мнению Масленникова, нецелесообразно, так как колебания цен не носят критического характера, а у РЖД действуют льготы для социальных групп. Стоимость билетов в туристических поездах формируется иначе, включая дополнительные услуги, поэтому прямого переноса летнего тренда на будущий год не будет.

Обратите внимание: Борьба госудаственников с либералами за ФГУПы.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Никита Масленников: Строительство ВСМ «Москва — Петербург» продолжится, но трудно сказать, с какой скоростью.