Скидки на маркетплейсах от собственных банков данных платформ являются скрытой формой конкурентной борьбы, заявила глава Банка России Эльвира Набиуллина. По ее словам, банки, которые продают финансовые услуги на платформе, не могут предоставить возможности платить карточками другого банка и указывать другую цену, а платформы способы на это. «Это не совсем справедливая конкуренция», — подчеркнула она.
Чуть позже, 31 октября, на собрании экспертного совета по развитию платформенной экономики при комитете Госдумы по экономической политике директор по связям с госорганами объединенной компании Wildberries & Russ Евгений Этин заявил, что маркетплейсы готовы «без насильственных действий со стороны государства» договариваться с банками. В пресс-службе компании заявили, что ввод ограничений для одних игроков исказит конкуренцию.
Представитель Ozon в свою очередь уточнил, что маркетплейс в ответ на запрос решил расширить программу лояльности, распространив зеленые ценники не только на те покупки, которые совершают с картой одноименного банка. Вице-президент Сбербанка Анна Попова на том же мероприятии от лица банковского сообщества выступила за законодательное ограничение обсуждаемых скидок.
В начале октября Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заявляла о принятии мер антимонопольного реагирования в отношении Wildberries и Ozon в том случае, если они не выполнят рекомендации по работе с продавцами. Аналитики ведомства увидели признаки навязывания предпринимателям невыгодных условий работы, которые принуждают продавцов продавать по ценам, которые установлены не ими, а маркетплейсом.
Экономист Андрей Бунич в разговоре с «СП» обратил внимание, что 10 лет назад никто не предполагал, что появится новая среда в экономике за счет возникновения разных платформ и экосистем.
— То, что казалось каким-то дополнением к экономике, теперь становится ее центральным звеном. В связи с этим и возникают противоречия между онлайн- и обычной торговлей, между финансовыми учреждениями и маркетплейсами.
Все это требует антимонопольного регулирования на более высоком технологическом уровне. Исторически сформированных подходов в антимонопольной политике уже не хватает на фоне виртуализации экономики в целом.
В противном случае будут возникать супермонополии, которые надстраиваются над экономическими процессами, из-за чего с ними будет невозможно конкурировать. Поэтому деятельность маркетплейсов, экосистем, платформ нужно постоянно анализировать, потому что они меняют конкурентную среду.
«СП»: Несет ли платформенная экономика риски для бизнеса?
— Предприниматели рискуют стать полностью зависимыми, потому что платформы могут их просто отключать от своей системы. А пробиться в нее намного сложнее, чем в рамках классической торговли, в которой и так есть сложности с товаропроводящими цепочками.
«СП»: Выгодны ли скидки на маркетплейсах для потребителей?
— Скидки можно рассматривать как способ привлечения максимально большего количества потребителей, в том числе в ущерб обычной торговле. Пока покупателям кажется, что это выгодно. Платформы пытаются аргументировать снижение цен технологическим прогрессом, но это не так.
Существует тактика, в рамках которой компания может продавать более дешевые товары в течении длительного периода времени с целью завоевания рынка. А после получения большой доли или даже монопольных возможностей можно уже поднимать стоимость товаров.
Ситуация может усугубиться из-за увеличения отрыва тех компаний, которые уже добились успеха, от отстающих игроков. Последнее было описано в теории ирландского экономиста Брайана Артура об эффекте возрастающей отдачи в постиндустриальных экономиках.
«СП»: Какие проблемы могут возникнуть у классической розничной торговли?
— Если оффлайн-торговля разорится, то у онлайн-платформ уже не будет конкурентов, и тогда они смогут существенно нарастить цены.
Обратите внимание: Внедрение цифровых технологий во многом определяет прогрессивное развитие каждого государства.
Обычная торговля страхует потребителя, потому что гарантирует возможность выбора.Торговые сети у нас находятся на хорошем уровне развития, и они достаточно современны. Если их разорят, то потребителю будет некуда идти, или оффлайн-магазины перестанут располагаться в шаговой доступности для большинства россиян из-за значительного сокращения числа торговых точек.
Нужно защищать оффлайн-торговлю, в которой сохраняется конкурентная среда. К примеру, в одной части города может быть не больше определенного количества торговых точек одной компании. Конечно, и там есть свои трудности. Все еще нужно работать с возможностью доступа небольших предпринимателей к товаропроводящей цепочке и логистике. Но в случае с маркетплейсами мы имеем дело уже с потенциально неконкурентной ситуацией.
«СП»: Почему ЦБ обратил внимание именно на маркетплейсы? Наблюдаются ли риски в сфере, к примеру, мобильной связи?
— В сфере сотовой связи обстановка с конкуренцией значительно лучше, потому что там достаточно много серьезных игроков. К тому же она работает лучше, чем в Европе, и цены вполне терпимы. Это было достигнуто за счет конкуренции, которую нужно постоянно поддерживать.
Обычно рынок сам по себе стремится к монополии, потому что в нем постоянно появляются сильные игроки, которые хотят побыстрее победить своих конкурентов. Конкуренция — не постоянная ситуация, а процесс, который государство должно поддерживать в том числе и для собственной выгоды в долгосрочной перспективе.
В случае с маркетплейсами к сложностям с конкуренцией добавляются и проблемы с банками. Если платформы и дальше будут быстро развиваться в сфере финансов, то через какое-то время они за счет дополнительной прибыли смогут сами себя кредитовать. Фактически речь идет о риске появления собственных финансовых систем внутри таких компаний.
И это при том, что предприниматели из других сфер экономики продолжают сталкиваться со сложностями с кредитованием. Текущая система налогообложения также больше ощутима для реальной экономики, поэтому подходы в налоговой политике нужно менять также с точки зрения контроля за деятельностью бизнеса в онлайн-торговле.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Традиционная торговля во многом страхует потребителя от произвола онлайн-платформ.