Залоговые аукционы 1990-х: как приватизация привела к экономической катастрофе и обогащению узкого круга лиц

В начале 1990-х годов Россия столкнулась с глубоким системным кризисом, который затронул как экономику, так и политическую сферу. Государство утратило способность эффективно управлять общественными процессами, а ключевые решения всё чаще принимались в интересах узкой группы лиц, близких к власти, чьей главной целью было стремительное накопление капитала.

1. Кризис институтов и насильственные реформы

В условиях перехода от плановой к рыночной экономике стране были необходимы новые институты. Однако они внедрялись не эволюционно, а насильственно, что нарушило механизмы экономического воспроизводства. Многие эксперты называют последствия этих процессов крупнейшей геополитической катастрофой XX века.

К 1995 году объём экономики сократился почти вдвое — масштабы спада были сопоставимы с периодом войн. Это спровоцировало социальную катастрофу: резкий рост смертности и массовое обнищание населения.

2. Приватизация как инструмент обслуживания частных интересов

Правительство того периода фактически обслуживало не государственные, а частные интересы. Ярким примером стала приватизация через залоговые аукционы, идея которой была предложена банкиром Владимиром Потаниным. Он же оказался одним из главных бенефициаров этой схемы, в рамках которой крупнейшие национальные предприятия перешли в частные руки.

Переход к частной собственности подавался как единственно возможный путь развития. Обещались многочисленные benefits: снижение бюджетной нагрузки, сокращение чиновничьего аппарата, рост предпринимательства, улучшение инвестиционного климата и повышение благосостояния граждан. Однако ни одна из этих целей не была достигнута. Как теперь очевидно, эти аргументы служили лишь прикрытием для реальной задачи — легализовать передачу государственной собственности в руки ограниченного круга лиц.

3. Системные препятствия и роль иностранных советников

Проведению прозрачной и эффективной приватизации мешали объективные ограничения. Правовая система не была готова к изменениям, а в судебных и правоохранительных органах расцвела коррупция. Отсутствие развитого финансового рынка делало невозможной справедливую рыночную оценку активов.

Кроме того, в стране не хватало управленческих кадров, понимающих реалии рыночной экономики, — специалистов по ценным бумагам, оценке имущества и другим ключевым областям. В результате задачу по подготовке масштабной продажи госпредприятий поручили западным советникам, которые, как отмечается, часто действовали в интересах своих грантодателей и иностранных структур, включая ЦРУ.

4. Экономический контекст: сырьевая зависимость и «спонтанная приватизация»

Распад СССР и разрушение хозяйственных связей привели к потере значительной части потребителей и образованию избыточных мощностей. Экономические реформы 1990-х закрепили за Россией роль сырьевого придатка: на экспорт уходило от 50 до 75% добываемых ресурсов.

Именно сырьевые активы вызвали наибольший интерес у финансовых групп. Контроль над всей цепочкой — от добычи до экспорта — гарантировал стабильный поток валютной выручки. При этом через механизмы трансфертного ценообразования прибыль выводилась из страны, оставляя государственный бюджет без доходов.

Ещё до официальной приватизации в 1990–1991 годах начался процесс так называемой спонтанной приватизации — незаконного присвоения госимущества. Государственные активы использовались как уставной капитал новых коммерческих структур, передавались в аренду с правом выкупа. Правительство, не сумев остановить этот стихийный процесс, решило его возглавить и легализовать, создав формальные процедуры передачи собственности.

5. Масштабы приватизации и её итоги

Залоговым аукционам предшествовала массовая ваучерная приватизация. Всего за три года (1992–1994) было приватизировано свыше 100 тысяч предприятий, а доля государственной собственности в основных фондах упала с 91% до 26%.

С 1995 года приватизация перешла на качественно новый уровень: через инвестиционные конкурсы и залоговые аукционы стали продаваться крупнейшие промышленные и сырьевые активы. За период с 1995 по 1997 год в частные руки перешло ещё более 15 тысяч объектов.

Итогом этой масштабной кампании стала беспрецедентная концентрация частной собственности, которая, как отмечала Счётная палата РФ со ссылкой на данные Всемирного банка, является одной из самых высоких в мире и продолжает негативно влиять на конкурентоспособность российской экономики.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Залоговые аукционы: политические и экономические предпосылки.