Что хуже высоких налогов: системные проблемы российской экономики и пути их решения

Проблема высоких налогов усугубляется глубоким имущественным расслоением и бедностью значительной части населения. Налоговая нагрузка распределена крайне неравномерно: для человека со скромным доходом совокупные отчисления могут достигать почти половины заработка, в то время как состоятельные граждане часто ограничиваются 13% налогом на дивиденды или вовсе избегают платежей, используя офшоры и меняя налоговое резидентство. Такая система не только усугубляет социальную несправедливость, но и подрывает равенство стартовых возможностей, что в конечном итоге снижает общую производительность труда в стране.

1. Социальное неравенство как тормоз развития

Россия занимает одно из лидирующих мест в мире по уровню социального неравенства, согласно данным ООН. Доходы наиболее обеспеченных граждан растут в шесть раз быстрее, чем в среднем по стране. Это приводит к тревожным социальным последствиям: половина российских семей не способна покрыть непредвиденные расходы, а треть испытывает трудности с покупкой даже базовых товаров, таких как обувь.

Высокая налоговая нагрузка снижает международную конкурентоспособность российской экономики, создавая серьезные барьеры для экспорта несырьевых товаров и услуг.

2. Неравные условия для отечественного бизнеса

Ситуацию усугубляет дисбаланс в налоговых условиях для российских и иностранных компаний. Обилие скрытых налогов, доля которых в ВВП сопоставима с официальными платежами, создает дополнительную нагрузку на отечественный бизнес. Иностранные компании часто имеют преимущества, что выталкивает российские предприятия с внутреннего рынка или загоняет их в теневой сектор, ограничивая потенциал роста и экспансии. Это одна из причин, по которой Россия лидирует по количеству уголовных дел против предпринимателей.

Исторически ни одной крупной стране не удавалось построить успешный экспорт, отдав внутренний рынок иностранным игрокам. Внутренний рынок служит «инкубатором» и испытательным полигоном для будущих глобальных компаний.

Попытки защитить отдельные отрасли (банковскую, автомобильную, сельскохозяйственную) через заградительные пошлины или специальные правила часто приводят к снижению общей эффективности экономики из-за ослабления конкуренции. В условиях членства в ВТО такие меры вызывают ответные ограничения, сводя на нет потенциальные выгоды. Для устойчивого развития необходимы равные условия ведения бизнеса для всех отраслей без исключений.

Даже в традиционно сильных для России сферах, таких как IT, иностранные компании постепенно вытесняют отечественных с локального рынка. Ключевые позиции в поиске, социальных сетях, электронной коммерции, мессенджерах и видеохостинге уже принадлежат не российским игрокам. Немалую роль в этом сыграла одна из самых высоких в мире налоговых нагрузок.

3. Порочный круг огосударствления

Чрезмерное налоговое благоприятствование иностранным компаниям мешает стране в полной мере использовать преимущества рыночной экономики. Разочарование населения ведет к росту запросов на увеличение роли государства, что создает порочный круг: огосударствление экономики увеличивает бедность, которая, в свою очередь, подпитывает ностальгию по прошлому. Идеализация советского периода, где, по мнению многих, не было коррупции и социальной несправедливости, становится опасным социальным трендом.

4. Кто выиграет от борьбы с офшорами и серой экономикой?

На первый взгляд, основными бенефициарами борьбы с офшорами и теневой экономикой должны стать законопослушные малый и средний бизнес (МСБ). Однако в России доля МСБ составляет лишь около 20% ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель достигает 50-60%. При такой скромной доле малый бизнес сильно зависит от крупных компаний, либо как поставщик, либо как покупатель. Издержки от борьбы с офшорами крупный бизнес, скорее всего, переложит на всю экономику, не дав МСБ реального шанса увеличить свою долю.

Борьба с теневой экономикой и контрабандой через внедрение онлайн-касс и маркировки товаров — одна из немногих инициатив, полезных для всего законопослушного бизнеса.

Обратите внимание: Российский рынок IPO может вырасти в 2021 году.

Контрабанда позволяет иностранным производителям уклоняться от налогов, получая несправедливое ценовое преимущество и захватывая рынки у российских компаний.

Протяженная и плохо контролируемая граница делает традиционные методы таможенного контроля неэффективными. Маркировка и онлайн-кассы — современные инструменты, способные дать результат. Их логично дополнить стимулированием безналичных расчетов.

Теневая экономика дает временное преимущество малому бизнесу, позволяя конкурировать с более крупными игроками. Однако нахождение «в тени» блокирует рост: как только обороты становятся заметными, бизнес вынужден легализоваться, что часто делает его модель неконкурентоспособной. В результате страна теряет возможность выращивать из малых предприятий устойчивые средние и крупные компании.

Низкая доля МСБ (20%) затрудняет работу рыночных механизмов. Небольшое количество крупных компаний в стране ведет к картельным сговорам, коррупции при установлении правил игры, что в итоге заставляет общество переплачивать, снижает эффективность экономики и увеличивает социальное расслоение.

Важный нюанс: борьба с теневой экономикой, увеличивая собираемость налогов, может сделать всю систему менее конкурентоспособной на международной арене и сократить экспортный потенциал. Поэтому такие меры должны сопровождаться ликвидацией скрытых налогов — своевременность реформ здесь критически важна.

5. Что делать? План системных реформ

  • Сокращать скрытые налоги, такие как эмиссия необеспеченной денежной массы.
  • Приватизировать госкомпании, конкурирующие с частным сектором, чтобы прекратить подстраивать правила игры под госсектор. Государство должно фокусироваться на перераспределении благ, а не на хозяйственной деятельности.
  • Направить усилия Федеральной антимонопольной службы (ФАС) на реальную борьбу с монополиями и картелями, а не на второстепенные вопросы.
  • Отказаться от налогов, от которых легко уклониться иностранным компаниям (налог на прибыль, дивиденды), компенсировав выпадающие доходы увеличением НДС.
  • Унифицировать налоговые режимы, заменив ОСНО и УСН одной упрощенной системой. Разнообразие режимов искусственно дробит рынок, а переход с УСН на ОСНО при росте оборота часто губителен для бизнеса.
  • Повышать экономическую грамотность населения, вводя основы экономики и предпринимательства в школьную программу с младших классов.

Реализация этих мер требует высочайшего уровня доверия населения к власти. Например, полная отмена скрытых налогов и налогов на прибыль потребовала бы повышения НДС до 30-40%, что вызовет серьезное сопротивление. Способна ли нынешняя власть провести такие непопулярные, но необходимые реформы и устоять?

Главное препятствие — экономические интересы элит. Скрытые налоги и прибыль госкомпаний — огромные деньги. Если официальные налоги идут в бюджет, то доходы от скрытых схем и монополий часто остаются в карманах узкой группы лиц. Борьба за эти ресурсы будет ожесточенной, о чем красноречиво говорит одно из самых высоких в мире уровней имущественного расслоения.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Что может быть хуже высоких налогов?.