Менее чем за полвека Саудовская Аравия с нуля создала мощную нефтехимическую промышленность. В своем развитии он прошел путь от монетизации дешевого сырья в полимерах с большими тоннажами до выхода сложных высокомаржинальных химических продуктов на премиальные рынки
Нефтехимический завод Ибн Зара в Аль-Джубейле — один из 15 саудовских «миллионеров»Нефтехимию Саудовской Аравии смело можно назвать рукотворным продуктом энергетического кризиса 1973 года. Резкий рост цен на нефть заставил власти королевства задуматься о более эффективном использовании попутных нефтяных газов - побочного продукта нефтедобычи. До этого момента в течение тридцати лет попутный газ просто сжигался на устье скважины.
Сама нефтяная промышленность Саудовской Аравии моложе королевства на шесть лет: первые промышленные запасы нефти (сегодня они вторые в мире после Венесуэлы) были обнаружены здесь американской Standard Oil of California (SOCAL) в 1938 году, которая получила их за развитие на основе долгосрочной концессии. В 1943 году арабская «дочка» SOCAL была переименована в Arabian American Oil Company (Aramco) — так родился бренд самой дорогой сейчас нефтяной компании в мире. Примечательно, что власти страны получили полный акционерный контроль над компанией только в 1988 году, предсказуемо добавив по этому поводу саудитов.
В середине 1970-х правительство КСА приняло решение о создании системы улавливания попутных нефтяных газов и производственного комплекса по их дальнейшей переработке в химикаты, полимеры и удобрения как для внутреннего рынка, так и для экспорта. Промышленность создавалась с нуля, в двух центрах: Эль-Джубейле на берегу Персидского залива и в Янбу на западе страны, на побережье Красного моря. Для создания этого циклопического размера гринфилда, точнее было бы сказать, учитывая палитру аравийской пустыни, желтого поля, были привлечены носители компетенций и технологий - промышленные гиганты первого эшелона из США, Западной Европы и Японии. Что касается инвесторов, то власти принимающей страны использовали как пряник (налоговые льготы на период строительства, фиксированная дотационная цена поступающих углеводородов, все развитие инфраструктуры - в руках государства и за его счет), так и кнут (новые контракты на поставку сырой нефти Саудовской Аравии в страны-доноры.) нефть зависела от инвестиций в нефтепереработку и нефтехимию в королевстве).
Государственная монополия Saudi Basic Industries Corporation (SABIC), созданная в 1976 году, становится оператором новой отрасли, ядром которой с самого начала была нефтехимия. Партнерами SABIC являются Dow Chemical, Exxon, Shell и Mitsubishi. Первым ресурсом нового конгломерата является национальная компания по производству азотных минеральных удобрений, созданная еще в 1965 году. Уже через семь лет после ее создания SABIC выходит на мировой рынок с первой партией метанола, а еще через два года запускает производство производство пластиков оригинальной марки. Две другие страны - Ирак и Иран (вторая еще раньше) - начали создавать сложную нефтехимическую промышленность одновременно с королевством, но иракская нефтехимия была уничтожена в ходе военной операции США "Буря в пустыне" в 1991 г., а Иран, из-за к экономическим санкциям, потеряли доступ к передовым технологиям, на долгие годы сосредоточили развитие глубокой переработки нефти только на собственных нуждах.
В начале 2000-х физические объемы производства SABIC превышали 35 млн т, а общий объем производства нефтехимической продукции во всех странах Персидского залива (кроме Ирана) в 1993 г не превышал трех млн т.
Пример Саудовской Аравии стал эталоном для других арабских стран Персидского залива. Бахрейн запустил свое первое крупное нефтехимическое производство в 1985 г., Кувейт — в 1997 г., позже к ним присоединились ОАЭ, Катар и Оман.
В 1984 году SABIC стала публичной, разместив 30% акций на национальной фондовой бирже, при этом государство в лице суверенного фонда государственных инвестиций (PIF) сохранило контроль над компанией. Летом 2020 года госпакет SABIC выкупила компания Saudi Aramco, которая сегодня снова на 98,5% контролируется государством.
Таким образом, первую четверть века жизни SABIC можно охарактеризовать как фазу экстенсивного роста за счет активного заимствования технологий и опыта у их носителей из «старохимических» стран. Продуктовая линейка новичков на данном этапе ограничивается простыми полимерами большого тоннажа, которые тем не менее быстро завоевывают значительную долю мирового рынка благодаря поразительно низкой себестоимости производства, обеспечиваемой эффектом масштаба (в стране работает 15 нефтехимических заводов с производственной мощностью более 1 млн т в год) и разумными ценами на сырье (долгое время саудовские нефтехимики получали газ по цене $27 за тысячу кубометров). В результате в 1990-е годы стоимость саудовского этилена была в два-два с половиной раза ниже, чем в США и Западной Европе.
Но уже на этом этапе SABIC заявляет о продвижении вверх по технологической цепочке и накоплении опыта в области специальной химии. В 1997 году компания запустила свой первый международный научно-технический центр в Хьюстоне, столице американской нефтепереработки, а год спустя технологический центр в Нью-Дели, Индия.
1. С полимерами скучно
С 2000-х годов усиленный САБИК, помимо полимеров большого тоннажа, стал выпускать продукцию органического синтеза. Второй этап развития SABIC был связан с приобретением экспертизы в более сложных и в то же время более маржинальных продуктах – специальных химикатах, технических смесях и ряде других. Единственный способ получить доступ к такому опыту — это поглощение лицензиаров технологий. И саудовцы не экономили, хотя стоимость закупок исчислялась миллиардами долларов.
Глобальная производственная и технологическая экспансия SABIC началась в 2002 году с приобретения нефтехимического бизнеса голландской компании DSM с производственными мощностями в Нидерландах, Германии и Великобритании (сейчас они образуют европейский кластер саудовского гиганта SABIC EuroPetrochemicals). В 2006 году последовала покупка британской компании Huntsman Petrochemicals (переименованной в SABIC UK Petrochemicals), что привело к дальнейшему расширению операций Саудовской Аравии в Европе. Затем они нацелились на Америку: в 2007 году SABIC приобрела химическое подразделение General Electric, GE Plastics, которое специализируется на разработке передовых материалов — инженерных пластиков и их производных.
В 2018 году SABIC приобретает 25% швейцарской химической компании Clariant за 2,5 миллиарда долларов для расширения производства высокомаржинальных продуктов, используемых в косметике, катализаторах и биотопливе. В первые годы после сделки конструктивное сотрудничество между компаниями налаживается, но в 2020 году саудовцы довели свою долю в Clariant до 31,5%, что подтверждает серьезность их намерений.
Летом 2019 года SABIC создает Gulf Coast Growth Ventures, совместное предприятие с ExxonMobil на паритетных началах для строительства нефтехимического завода в США. Сырьевая база – техасский сланцевый газ. Изюминкой предприятия является крупнейшая в мире установка парового крекинга этана мощностью 1,8 млн тонн. Строительство велось в рекордно короткие сроки: в январе 2022 года объект был сдан в эксплуатацию. Это третье совместное предприятие между SABIC и ExxonMobil, но первое за пределами КСА.
Отдельным направлением экспансии SABIC стал Китай. С 1998 года экспорт нефтехимической продукции из стран Персидского залива в Китай увеличился более чем вдвое в натуральном выражении и превысил 20 млн тонн, а в стоимостном - 17 млрд долларов. Это сделало Китай крупнейшим рынком для химической промышленности в странах Персидского залива, на долю которого приходится четверть всего экспорта, из которых на Саудовскую Аравию приходится более 60%. Если саудовцы в США в первую очередь ищут доступ к технологиям, а компании Северной Америки во многом связаны с местными источниками сырья, то Китай интересен как потребитель конечной продукции, произведенной в королевстве. К концу 2021 года общая стоимость совместных инвестиционных проектов саудовцев и китайцев в области глубокой переработки нефти и газа превысила 35 млрд долларов при планируемом объеме добычи 21,7 млн тонн к 2025 году. У SABIC уже есть три объекта в прибрежных провинциях Китая по производству поликарбоната, термопластов и базовых продуктов нефтехимии, и вот-вот откроется еще один завод.
К концу 2021 года физический объем производства SABIC достиг 58 млн тонн. По данным Chemical and Engineering News world, с объемом продаж химической продукции в размере 43,2 млрд долларов в 2021 году SABIC является четвертой по величине нефтехимической компанией в мире (после немецкой BASF, китайской Sinopec и американской Dow) с 66 производственными активами и 20 научно-исследовательскими центрами. Рыночная стоимость гиганта на 7 ноября 2022 года составляет $68,6 млрд.
SABIC является нефтехимическим гигантом Саудовской Аравии, но в настоящее время на его долю приходится чуть более половины общего объема нефтехимического производства страны. Доступ местного частного капитала в нефтехимическую отрасль был разрешен еще в 1980-х гг., но формально частное предпринимательство стало играть заметную роль только в начале 2000-х гг. Сейчас нефтехимическая промышленность, в которой работает чуть менее 100 000 человек, обеспечивает половину промышленного производства страны (без учета добычи и первичной переработки нефти и газа) и две трети ненефтегазового экспорта.
Одной из первых частных саудовских компаний, инвестировавших в «крупную» нефтехимию, была Tasnee Group, основанная в 1985 году. Компания начала инвестировать в нефтехимию в середине 1990-х годов, начав с крупного производственного комплекса в Эль-Джебейле, рядом с первой компании SABIC, а в 2000-е годы она уже была вторым по величине поставщиком пропилена и полипропилена на его основе. В дальнейшем компания сосредоточилась на более сложных отраслях, включая полиолефины, акриловые мономеры, акриловые кислоты.
Еще одним крупным игроком является холдинг Sipchem (основан в 1999 г.), который после поглощения в 2019 г. Saudi International Petrochemical Company и Sahara Petrochemical Company стал одной из крупнейших химических компаний Саудовской Аравии. Деятельность Sipchem сосредоточена вокруг производства на экспорт полипропилена, этиленвинилацетата, каустической соды и производных уксусной кислоты. И таких компаний более 20, наряду с филиалами в других арабских странах Персидского залива, не считая совместных предприятий с иностранными мейджорами. Основным отличием от SABIC частных игроков является более узкая специализация, выстроенная вокруг одной или двух цепочек производственных процессов по основным продуктам нефтехимии и их производным.
2. Атака на чужом поле
В последние годы отраслевые аналитики отмечают признаки очередной корректировки стратегии саудовской нефтехимической монополии, что говорит о том, что SABIC вступила в третью фазу развития, суть которой заключается в попытке конкурировать с ведущими западными (и японскими, и частично уже китайские) игроки на премиальных рынках. Пока видимых успехов в этом дерзком начинании нет. Понятно, что саудовские «выскочки», вчерашние прилежные студенты, «старые химики» не готовы к приему в свой элитный клуб. Вы можете купить оборудование, открыть бизнес, нанять сотрудников, переманив их из тех же западных компаний, но вы не сможете купить неформальные связи, контракты, технологические стандарты и репутацию. Западные транснациональные компании из разных отраслей обычно предпочитают работать друг с другом. Им арабские катализаторы особо не нужны, в том числе и по политическим мотивам.
Но саудовцы не собираются сдаваться. В стране принят национальный план поддержки НИОКР в области нефтехимии. Задействован широкий круг государственных и частных организаций - университеты, государственные и частные исследовательские центры и лаборатории. Особую роль в реализации программы играет Город науки и технологий имени короля Абдулазиза.
Два года назад SABIC получила сильное, и не только финансовое, усиление дома: на смену «спящему» мажоритарному акционеру компании, суверенному фонду PIF, пришла компания Saudi Aramco, приложившая в последнее время свои заметные усилия лет для развития нефтепереработки и нефтехимии. За 70% SABIC покупатель выложил 69 млрд долларов — и это было летом пандемии 2020 года, когда ценовой разрыв на рынке нефти привел к беспрецедентному падению прибыли Aramco (минус 73% по сравнению со вторым кварталом 2019 года) и резкий рост долга, вызванный опрометчивым обещанием ежегодных выплат дивидендов в фиксированной сумме 75 миллиардов долларов (так пытались завлечь инвесторов для участия в биржевом листинге Saudi Aramco в декабре 2019 года; как В результате размещение прошло по верхней границе ценового диапазона, а за полтора процента выставленных на продажу акций компания заработала $25,6 млрд, что сделало его крупнейшим размещением в истории по выручке и капитализации эмитента: последняя составила невероятную сумму в $1,7 трлн — это примерно эквивалентно ВВП Канады, которая замыкает первую десятку стран по ВВП по текущим обменным курсам).
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: За неполные полвека Саудовская Аравия создала с нуля мощную нефтехимическую отрасль.