То, что начиналась как сказка и бесконечный путь наверх, рухнуло фактически в один момент

Нью-Йоркская фондовая биржа существует с 1817 года. Следовательно, в течение 19 века она стала отражением роста страны, а в начале 1920-х переживала бурный рост, как и американская экономика. Это была эпоха массового потребления. Впервые количество городских жителей превысило количество сельских жителей. Национальное богатство в стране удвоилось за 9 лет 1920-х годов. За тот же период валовой внутренний продукт вырос на 40 процентов. Новая экономика объединила страну лучше любых идеологий. Все слушали одну и ту же музыку — джаз, видели одни и те же рекламные ролики, а значит, покупали одни и те же товары, где производители вытесняли более мелких конкурентов и становились гигантами.

1927 г

В середине 1920-х годов количество дворов, обеспеченных электричеством, составляло 60 процентов. Еще 10 лет назад она была чуть более 15%. Наряду с электрификацией появились новые продукты, которые представляли постоянный прогресс. Появились новые автомобили, невиданная доселе техника для дома: стиральная машина, морозильник и пылесос, избавлявшие от рутинной домашней работы. Это не только освободило время, но и сформировало страсть к активному потреблению модных продуктов и вещей.

Реклама карманного фотоаппарата 1920 г

Все это раздуло пузырь в экономике гораздо шире его реальных размеров. Стоимость акций компаний была взвинчена активными спекуляциями на рынке. Люди и компании получали все больше и больше кредитов. Имеющиеся долги погашались за счет вновь полученных; накопленный снежный ком долга.

В то же время основное население страны получало довольно низкую заработную плату, что не могло позволить им существовать в новом светлом мире без кредитов, не было средств для погашения уже полученных кредитов.

Отток людей из села, накопившиеся проблемы в аграрном секторе, накопились и ряд безнадежных долгов.

В результате к концу 1929 года экономика столкнулась с тем, что воздушный шар цен на акции уже не мог нести с собой балласт экономических проблем.

Заранее решить проблему не удалось, возможно, был слишком мал накопленный опыт работы с финансовыми кризисами. С другой стороны, никто не хотел тормозить локомотив гигантских прибылей, которые финансисты получали на стадии роста.

В сентябре 1929 года прозвенел первый звонок, и цена акций начала падать. 18 октября рост ускорился. 24 октября был четверг. На него ответили в четверг, когда все упало. На рынки вылилось одновременное предложение 13 миллионов акций различных компаний.

Обратите внимание: ZOOM — красивый закат истории «правильного момента»?.

Спроса на такое количество не было; по законам экономики начался тотальный упадок. 29 октября, в «черный вторник», по спотовым ценам уже было продано 16 млн акций. Компании потеряли миллиарды долларов, тысячи инвесторов обанкротились, а цепь поглотила других, которые обслуживали их секторы.

В одно мгновение все стало бумажками и мусором

Если вы купили среднюю акцию летом 1929 года за 100 долларов, то в 1932 году вы могли продать ее только за 20 долларов. Основной индекс Доу-Джонса за это время упал на 89%, а ведь он показывает стабильность крупнейших предприятий страны.

Пошла цепочка невозвратов кредитов, банкротств, увольнений, падения объемов спроса и потребления, а следовательно, новых банкротств, увольнений и далее по спирали.

Промышленные гиганты закрылись, половина банков обанкротилась. На улицы вышли миллионы безработных. Численность их исчислялась миллионами или десятками процентов от всего трудоспособного населения. Даже богатые люди в последнее время превратились в нищих в одно мгновение. Все это вылилось в массовое самоубийство: людей выбросили из окон. Очевидцы сообщают, что отчаявшиеся люди всей семьей с детьми отравились газом. В то время государство могло предложить только чашку бесплатного супа нуждающимся.

Надпись: «Бесплатный кофе и пончики для безработных"

Люди ставили палатки на улице после того, как потеряли свои дома. Люди уезжали в города и покидали фермы. На юге страны разразилась сильная засуха. Тысячи бывших фермеров искали работу в городах. Люди вступили в открытые столкновения с полицией. Власть для успокоения народа послала армию. Многие погибли в этих столкновениях.

Но оказалось, что наиболее устойчивыми к кризису оказались рабочие места, занимаемые женщинами. В те годы они были заняты традиционной «женской работой», в отраслях, не подвергавшихся сильному влиянию фондовых рынков. Учителя, медсестры, швеи, мелкие служащие в госаппарате. Их труд оплачивался гораздо меньше, чем труд мужчин, но именно американкам приходилось становиться добытчиками и обеспечивать свои семьи.

Франклин Рузвельт, сменивший президента Гувера, начал борьбу, чтобы предотвратить дальнейшее развитие худшего случая. Его меры были названы «Новым курсом» (о нем мы поговорим отдельно), что позволило стране дожить до 1939 года, когда в Европе разразилась война, а значит, США смогли возродить свою промышленность и получить огромную жаждущую рынок.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: То, что начиналась как сказка и бесконечный путь наверх, рухнуло фактически в один момент.