В наше время можно застраховать что угодно. Люди платят деньги, чтобы получить компенсацию за кражу или повреждение имущества, за потерю здоровья или даже повреждение определенных частей тела. Так австралийский игрок в крикет Мерв Хьюз застраховал усы, немецкая супермодель Хайди Клум и португальский футболист Криштиану Роналду застраховали ноги, певица и актриса Дженнифер Лопес – ягодицы. В последнем случае повреждение пятой точки дало бы красотке 300 миллионов зелени. Но вся эта простота куда-то исчезает, когда речь идет о спутниках и других полезных нагрузках, выходящих на орбиту Земли.
Чтобы понять, почему так происходит, нужно вспомнить основные принципы страховой отрасли. Возможно, это кого-то неприятно огорчит, но благодетелей в этом нет, и здесь тоже все построено на идее зарабатывания денег.
Во избежание убытков страховые компании стараются точно оценить спрос на свои полисы. Делается это с помощью так называемого «андеррайтинга». По сути, это статистическое моделирование вероятности разрушения или гибели застрахованного объекта, будь то автомобиль, дом или нога Хайди Клум, в течение страхового периода.
Возьмем в качестве примера страхование жизни. Страховщик должен определить вероятность смерти человека на основании таких исходных данных, как возраст, пол, рост, вес, артериальное давление, уровень холестерина, состояние здоровья, вредные привычки, род занятий, список можно продолжить. Также учитывается риск смерти за рулем или в поездке за границу. Цена полиса взлетит до небес, если потенциальный покупатель полиса имеет привычку раз в неделю напиваться и играть с друзьями в русскую рулетку.
В случае со страхованием жизни механизм страхования относительно прост, так как люди вообще очень предсказуемы, особенно когда основаны на миллионах примеров. Все необходимые данные доступны и легко обрабатываются. Даже в худшем случае потери будут не очень серьезными, так как жизнь отдельного Homo sapiens просто не слишком дорога.
С космическим кораблем все наоборот. Именно поэтому их страхование связано с огромными рисками.
Обратите внимание: 29 лет Жизни в Буржуйской Капиталистической системе сделали своё дело..
История знает немало провальных в финансовом отношении отчетных периодов, связанных с этой сферой человеческой деятельности.Как страховщики пытаются выйти из этой практически тупиковой ситуации?
Наиболее важные этапы в жизни космического корабля охвачены различными типами руководств. Это позволяет сосредоточиться на конкретных рисках, присущих каждому из этапов.
Первый вид страхования покрывает срок службы спутника с момента окончания производства до запуска со стартовой площадки. Условия практически не отличаются от тех, что используются для страхования других очень дорогих вещей.
Гораздо интереснее политика, охватывающая очень короткий промежуток времени, начиная с момента невозможности отмены запуска и заканчивая отделением полезной нагрузки от ракеты-носителя в космосе. Точно рассчитать риск в этом случае практически невозможно. В основном они зависят от надежности ракеты, но проблема в том, что конструктивные особенности ракет засекречены.
Это фактически военная тайна, так как многие технологии их создания используются в боевом оружии, в том числе и в межконтинентальных баллистических ракетах. Доступ к этой информации есть у ограниченного числа страховых компаний, но для ее получения необходимо подписать договор о постановке государственных инспекторов в управление компании на много лет после начала сотрудничества. Понятно, что эта головная боль никому не нужна.
Страховые компании предпочитают довольствоваться общедоступной информацией, что является очень шаткой основой для выдачи полиса на миллиарды долларов. Иногда это выглядит настоящим абсурдом.
Некоторые ракеты в тот или иной момент имеют ужасную статистику неудачных запусков. Контракты часто заключаются до того, как оператор выберет перевозчика, и страховщики могут только потребовать, чтобы во всех предыдущих случаях взорвался или упал не продукт. Ведь, если подумать, в некоторых случаях выдавать полис с такой статистикой недопустимо.
Третий этап страховки покрывает все время работы аппарата в космосе. Оценка риска в этом случае также затруднена, хотя все совсем не так печально, как на предыдущем этапе. Как правило, компании смотрят статистику похожих пусков, например с одинаковой полезной нагрузкой. Он также анализирует опасности, которые существуют на орбите, будь то радиационные всплески, колебания температуры, солнечные вспышки и так далее.
В последнее время стоимость этого этапа страхования, как говорят, растет, поскольку компании все более серьезно относятся к возможности катастрофы на орбите Земли, вызванной так называемым «синдромом Кесслера».
Синдром Кесслера — это цепная реакция, при которой определенное столкновение порождает нарастающую волну обломков, которые затухают только после уничтожения всех космических аппаратов на орбите Земли. Он лишит человечество важнейших систем связи и остановит развитие космонавтики на тысячелетия. Хотя некоторые страховщики, вероятно, вздохнут с облегчением.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Основные этапы жизни космических аппаратов покрываются разными видами полисов.