В 2022 году Банк России зафиксировал значительный рост обращений от граждан и инвесторов, что отражает возросшую напряженность на финансовом рынке.

По итогам прошлого года регулятор обработал 368 тысяч жалоб от потребителей финансовых услуг, что на 18.4% превышает показатель 2021 года. Анализ показывает разнонаправленную динамику: количество претензий к банкам выросло на 10.4%, а к некредитным финансовым организациям и участникам корпоративных отношений — на 25.1%. Наиболее резкий скачок, в семь раз, зафиксирован в отношении субъектов рынка ценных бумаг и товарного рынка, что напрямую связано с введенными санкционными ограничениями.
1. Санкции как главный драйвер роста
«Многократный рост жалоб на участников рынка ценных бумаг, достигший пика в апреле, был спровоцирован вынужденным переводом счетов от попавших под санкции брокеров, а также блокировкой иностранных ценных бумаг. Для защиты прав инвесторов был принят специальный закон, сохраняющий право на налоговый вычет при открытии новых ИИС в нетипичных условиях.
Обратите внимание: О положении России в мировой экономике.
В настоящее время участники рынка ведут переговоры с европейскими учетными институтами о разблокировке активов», — пояснили в Центробанке.2. Структура жалоб на банковский сектор
На кредитные организации поступило 190.5 тысяч обращений. Примечательно, что 14.5% из них (27.6 тысяч) были напрямую связаны с санкционной тематикой, в основном касаясь проблем с банковскими переводами и расчетными счетами. Без учета этих «санкционных» жалоб общее количество претензий к банкам снизилось бы на 5.6%, что указывает на стабилизацию в решении традиционных операционных вопросов.
3. Динамика по другим сегментам финансового рынка
Значительно, на 30.2% (до 59.3 тысяч), увеличилось число жалоб на страховые компании. Основной причиной стал всплеск запросов об изменении коэффициента бонус-малус при расчете стоимости полисов ОСАГО. Также весной на треть выросло количество обращений, связанных с проблемами ремонта по ОСАГО — отсутствием запчастей и затягиванием сроков. Однако к лету ситуация нормализовалась, и поток таких жалоб вернулся к уровню 2021 года.
В сегменте микрофинансирования зафиксировано снижение общего числа жалоб на 5.6% (до 47 тысяч). Центробанк связывает это с уменьшением обращений по вопросам взыскания просроченной задолженности (снижение на 30.6%). Однако тревожным сигналом стал заметный рост — на 38.6% — жалоб на мошеннические схемы, в частности на оформление займов по чужим документам.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: В прошлом году общее количество жалоб в Банк России увеличилось на 18%.