Маркировку товаров оставить отечественным компаниям
Маркировка товаров в России с каждым годом показывает эффективность: снижается доля производителей, допускающих нарушения, повышается качество продукции, улучшается логистика поставок.
В 2022 году, после введения западных и европейских санкций, производители сталкиваются с новыми рисками. Часть игроков ушла с российского рынка, и выяснилось, что маркировка во многом зависит от компаний из недружественных стран. Пока недостатка в оборудовании и его комплектующих нет, но в среднесрочной перспективе России предстоит найти новых партнеров и самостоятельно начать производство необходимого для маркировки оборудования и программного обеспечения.
1. Важный эксперимент
Национальная система маркировки продукции «Честный Знак» начала внедряться в стране в 2019 году. Реализацию задачи осуществляет дочерняя компания Центра развития передовых технологий – ООО «Оператор-ЦРПТ». В настоящее время маркировке подлежат лекарства, табак, обувь, товары легкой промышленности, шубы, парфюмерия, автопокрышки, фотоаппараты, молочные продукты и бутилированная вода. С 1 апреля постепенно будет вводиться маркировка пива и слабоалкогольных напитков. Пищевые добавки, антисептики и медицинское оборудование также маркируются экспериментально. Все отрасли планируется охватить к 2024 году.
Благодаря маркировке за первые десять месяцев 2022 года в категории «Лекарственные средства» было выявлено более 1 млрд рублей бракованных препаратов, а оборот контрафактных шин и покрышек сократился в два раза. Кроме того, производимая продукция более качественная. Например, доля производителей сыра и масла, допустивших нарушения, в прошлом году снизилась до 10%. Все эти некачественные товары без контроля через маркировку могут попасть в руки покупателей, их употребление может нанести вред здоровью.
По данным опроса ассоциаций РОСЭУ, Докробот и ТерраЛинк, более 50% компаний считают полезной обязательную маркировку товаров. Более половины — 67% — уже внедрили маркировку продукции, а треть респондентов с оптимизмом смотрят на возможности внедрения системы. «Маркировка продукции — естественный процесс, отражающий потребность рынка в качественной продукции. В первую очередь это подтверждение качества товара, защита бренда от подделок и контрафактной продукции, рост доходов легальных производителей. Во-вторых, оптимизация процессов, которая позволяет любому бизнесу работать проще и эффективнее, — говорит генеральный директор «Докробот» Евгений Шелковников.
В этом году также планируется сделать невозможной покупку просроченных продуктов, которые иногда остаются на полках магазинов из-за человеческого фактора. Такая система уже внедрена в сети магазинов «Магнит». Сети «Азбука вкуса» и «Детский мир» также заявили о готовности участвовать в эксперименте».
Маркировка позволила собрать данные о том, где и в каком количестве продается товар. Благодаря указу, подписанному в феврале президентом России Владимиром Путиным, различные представители бизнеса смогут получать эти данные в анонимной форме. По мнению экспертов, это даст серьезный импульс развитию цифровой индустрии и сектора больших данных. Подрядчики смогут наладить поставки, что сократит объем нереализованной продукции. Кроме того, анализы станут доступны малым и средним компаниям, у которых, в отличие от крупных производителей, нет большого штата сотрудников, чтобы самостоятельно производить такие расчеты.
2. Суверенитет рынка
В случае нарушения маркировки может возникнуть дефицит товара на рынке. Поэтому важно, чтобы все компоненты для этой задачи всегда были на складе и были доступны для доставки. О важности технологического суверенитета неоднократно заявляли Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин и Президент страны. Минпромторг задумался о размещении оборудования для маркировки товаров в 2022 году, после введения антироссийских санкций. Российские компании и даже крупные промышленные консорциумы заявили о своей готовности участвовать в проектах по локализации.
Обратите внимание: О положении России в мировой экономике.
В связи с тем, что маркировка началась относительно недавно (в 2019 году), в ближайшие 3-5 лет оборудование не потребуется заменять, считают эксперты. В течение формируемого временного периода планируется разместить большую часть предметов ключевого оборудования и расходных материалов. На эти цели только оператор Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) планирует инвестировать 300 млн рублей, предполагается и федеральное финансирование.Важнейшим маркировочным оборудованием являются принтеры и камеры, способные считывать код. Основные поставщики принтеров и расходных материалов — Videojet Technologies и Linx (Великобритания), Markem Imaje (Швейцария), фотоаппаратов — Cognex (США) и Omron (Япония). В то же время, например, Videojet Technologies уже официально ушла с российского рынка. Однако не все интеграторы иностранных брендов ушли с отечественного рынка, многие остались и продолжают успешно развивать свои проекты в российских компаниях. Так, например, в фармацевтической отрасли остались немецкие компании Pharma Union, Marchesini Group Spa (Италия). Немалую часть отечественного рынка контролирует итальянский бренд-интегратор «Антарес Вижн Рус», оперирующий на своем ПО и оборудовании в пищевой и фармацевтической промышленности.
По данным CRPT, по состоянию на 2022 год на оборудовании из недружественных стран использовалось менее 50% кодов марок во всех отраслях, и эта доля неуклонно снижается. Альтернатива западному оборудованию была найдена среди решений отечественных производителей, а также из азиатского региона и Ближнего Востока. В частности, более 80% оборудования для производства и нанесения этикетки импортируется из Азии и ЕАЭС. Между тем, по мере того как к программе брендинга присоединяются новые отрасли, спрос на оборудование растет. Например, пивоваренные заводы, которые присоединятся к этикетированию в апреле, подали более 150 заявок на льготное оборудование для этикетирования производственных линий, сообщает CRPT.
Помимо аппаратного обеспечения важно локализовать и программное обеспечение. В настоящее время нет жестких требований для работы именно с отечественным ПО, но как показала практика прошлого года, уход западной компании может серьезно затормозить работу в отрасли. Например, Tetra Pak летом 2022 года объявила о завершении работы в России. Пока бизнес передавался новым владельцам, в бизнесе были простои. Задержки в реализации нефтяного проекта «Сахалин-1» произошли после ухода американской ExxonMobil. Таким образом, в июле прошлого года добыча нефти упала в 22 раза - с 220 000 до 10 000 баррелей в сутки. В некоторых отраслях, например в легкой промышленности, проблема ухода иномарок решалась за счет параллельного импорта. Что касается маркировки, то риск ухода западного партнера выше, поскольку задержки в поставках могут привести к гораздо большим потерям. Поэтому молочные продукты и лекарства имеют ограниченный срок годности. Если такие товары вовремя не отправить в продажу (что невозможно без маркировки), весь объем выпускаемой продукции может быть потерян.
Еще до введения санкций Президент РФ предложил ввести персональную ответственность для руководителей госкомпаний, не достигающих показателей по переходу на отечественное ПО. В условиях ограничений актуальность данного предложения возросла. По словам Александра Голикова, члена правления Ассоциации разработчиков программного обеспечения «Отечественный софт», председателя правления АСКОН, в госсекторе доля отечественных программных продуктов в госсекторе составляет около 30%. С 1 января 2025 года государственным органам, государственным фондам и госкомпаниям будет запрещено использовать средства защиты информации из недружественных стран. Поэтому переход на отечественные программы маркировки также выглядит логичным.
Больше интересных статей здесь: Экономика.