Из Лондона поступают тревожные и интригующие новости. На протяжении двух дней в столице Великобритании, в обстановке полной секретности, проходило закрытое собрание. В нём участвовали ведущие политики, дипломаты, эксперты по обороне, а также крупнейшие бизнесмены и банкиры страны. Поразительно, но консерваторы, лейбористы и либерал-демократы на время отложили разногласия, чтобы сосредоточиться на одной ключевой задаче: найти способ для Британии вернуться в Европейский союз.
Как гласит народная мудрость, шила в мешке не утаишь. Информация о саммите вскоре просочилась в прессу: первой о нём написала газета The Guardian, а позже данные подтвердило агентство Bloomberg. Основные выводы, озвученные на встрече, сводятся к следующему:
- Спустя два года после официального выхода (Brexit) Великобритания столкнулась с суровой реальностью: страна не смогла найти для себя достойной альтернативы за пределами единого европейского рынка.
- Brexit, по оценкам участников, «тормозит экономический рост и сдерживает потенциал страны». Без четырёх ключевых свобод ЕС — движения товаров, услуг, людей и капитала — британская экономика сталкивается с серьёзными трудностями.
- Правительство премьер-министра Риши Сунака получило мандат на разработку конкретных планов по восстановлению и углублению связей с Европейским союзом.
Судя по тону публикаций в СМИ, саммит прошёл в деловой и конструктивной атмосфере. Похоже, Великобритания намерена вернуться в европейскую семью если не полноправным членом, то в максимально тесном статусе.
1. Реалистичны ли эти планы? Исторический контекст
Чтобы понять сложность задачи, стоит вспомнить историю. Великобритания не была среди стран-основательниц ЕС. В 1957 году договор, положивший начало интеграции, подписали Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды и Франция. Великобритания присоединилась к сообществу значительно позже, в 1973 году, вместе с Данией и Ирландией.
Это важно, потому что когда закладывались основы экономического и валютного союза, Британия уже была активным участником процесса.
Премьеры. Слева Джон Мейджор, углубивший интеграцию Британии в ЕС, справа Борис Джонсон, разрушивший ЕС
Королевство не просто согласилось с правилами, но и участвовало в их создании. Речь идёт о знаменитых Маастрихтских критериях конвергенции, которые определяют условия для вступления в еврозону. Тогда, в 1992 году, премьер-министр Джон Мейджор подписал договор с оговоркой, что Британия сохранит фунт стерлингов, но оставила за собой право присоединиться к валютному союзу позже.
Сегодня, если Лондон хочет не просто ассоциации, а полноценной реинтеграции, ему придётся стремиться к полному членству. А это означает необходимость соответствовать тем самым правилам, в создании которых Британия когда-то участвовала.
Проверка на прочность: соответствует ли Британия Маастрихтским критериям?
Проанализируем, насколько современная Великобритания готова выполнить эти жёсткие экономические требования.
С двумя критериями проблем, скорее всего, не будет. Это требования по долгосрочным процентным ставкам и стабильности обменного курса. Банк Англии — мощный и профессиональный институт, который вполне способен управлять этими параметрами. Ослабление фунта к доллару и евро, если оно происходит, скорее всего, является частью продуманной стратегии, а не следствием хаоса.
Сложнее будет с критерием ценовой стабильности. Инфляция в стране не должна превышать более чем на 1.5% средний показатель трёх самых стабильных стран ЕС. При текущей британской инфляции около 10.5% и уровне в стабильных странах ЕС около 5-7%, разрыв слишком велик. Теоретически, задачу можно решить не только снижая свою инфляцию, но и… способствуя росту инфляции у соседей.
Может, дизайн фунта не изменили в угоду новому королю, потому что от национальной валюты планируют избавиться? И девальвация под тем же видом
Дефицит государственного бюджета, который не должен превышать 3% ВВП, также является управляемым параметром. При текущем уровне в 5.4% и позитивных прогнозах на его сокращение к концу 2023 года, эту планку можно достичь.
Однако самое серьёзное препятствие — это критерий государственного долга, который должен быть ниже 60% ВВП. У Великобритании этот показатель приближается к 100%, а прогноз на 2023 год — около 103%. Справиться с таким бременем за год-два практически невозможно, если только не прибегнуть к радикальным мерам вроде его реструктуризации или «обнуления».
2. Сценарии будущего: что ждёт Европу?
Если ЕС сделает исключение для Великобритании и примет её, не требуя выполнения всех критериев, это создаст опасный прецедент. Тогда придётся принимать и других кандидатов, годами стоящих в очереди, — от Турции до Украины и Молдовы. Двойные стандарты разрушат сами основы сообщества и его авторитет на мировой арене.
Учитывая эти противоречия, возникает вероятный сценарий: Европа может расколоться на два разных союза. Первый — традиционное ядро в лице Германии, Франции и других континентальных стран. Второй — новый альянс, который может сформироваться вокруг Великобритании. В него потенциально могут войти страны Восточной Европы, Прибалтики, Украина, некоторые северные государства и, возможно, Турция. Таким образом, старый геополитический проект «Междуморье» (союз государств между Балтийским и Чёрным морями) может получить неожиданное воплощение. За развитием этой интригующей ситуации стоит наблюдать очень внимательно.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Два дня в обстановке строжайшей секретности в Лондоне проходил тайный саммит.