Нехватка рабочих рук может привести к слабому росту ВВП всего на 1% в течение нескольких десятилетий.
Согласно компьютерным моделям, пишет Bloomberg, рабочая сила в Германии, которая сейчас составляет 47 млн человек, в самое ближайшее время перестанет расти. Возможно, кстати, этот важный момент, знаменующий пик экономического суперцикла, сделавшего раздираемую войной Германию первой экономикой Европы, уже наступил и она (число) уже перестала расти.
«Эти дни (повышения уровня жизни) прошли», — заявил недавно KfW. «Фундамент для дальнейшего роста благосостояния начал рушиться».
В ближайшие годы, если не принять радикальных мер, рабочая сила Германии сократится на 3 млн или 7% в течение десятилетия, что значительно снизит рост ВВП, повысит инфляцию и нанесет сильный удар по средним предприятиям, формирующим основу главной экономики Европы. Одной из таких мер может быть замена вышедших на пенсию работников мигрантами. Даже для того, чтобы сохранить рабочую силу на нынешнем уровне в 47 миллионов человек, Германии необходимо ежегодно принимать 400 000 мигрантов, чтобы выйти на рынок труда. В прошлом, кстати, это число достигалось несколько раз. В последнее время количество мигрантов резко увеличилось за счет сирийцев и украинцев, покинувших свои страны.
Однако сами немцы, исходя из собственного опыта, скептически относятся к заявлениям экономистов о том, что увеличение трудовой миграции поможет вернуть экономический рост к высоким темпам. То же самое говорили, например, в 2015 году, но спустя пять лет только менее половины миллионной волны мигрантов были в работе
Пик трудоспособного населения в Германии был зафиксирован в конце прошлого века, но немецким властям удалось на какое-то время решить проблему демографической помощи с помощью миллионов мигрантов и немецких женщин, которые стали массово выходить на заработки. Но теперь, когда представители послевоенного демографического бума стали отступать, действие этих жезлов сильно ослабло.
Все это означает, что экономика должна все больше полагаться на рост производительности для своего роста. Экономисты подсчитали, принимая во внимание все вышеперечисленные проблемы, что экономический рост в ближайшие десятилетия вряд ли превысит 1%.
Этот пессимизм разделяют и экономисты МВФ. Подобные проблемы существуют во многих европейских и не только европейских странах, но в Германии они наиболее сильны. Пожалуй, только Япония может сравниться с Германией по своей силе.
У проблемы есть два решения: увеличить численность рабочей силы и взять максимум с тех, кто сейчас работает. Однако оба этих решения сложно реализовать.
Миграция выглядит наиболее многообещающе. Министр труда Германии Хубертус Хайль обещает устранить все барьеры, мешающие квалифицированным работникам из других стран приезжать на работу в Германию. Однако поток таких мигрантов из Восточной Европы в последнее время начал ослабевать, поскольку уровень жизни в этих странах поднимается до уровня самой Германии.
Примечателен рост числа немецких виз, выдаваемых за последнее десятилетие квалифицированным рабочим в Индии, Индонезии и на Филиппинах. В поисках квалифицированной рабочей силы Хайль на этой неделе отправился в Латинскую Америку вместе с министром иностранных дел Германии Анналеной Бербок.
С миграцией все предельно просто, но она полна больших политических последствий и проблем.
Обратите внимание: Нефть достигла мартовского максимума и продолжает дальше расти.
Примером из них является обострение ситуации в прошлом году, когда в Германию прибыл миллион украинцев. Местным властям было очень трудно их интегрировать из-за нехватки мест в школах и жилищных проблем. Наиболее заметным последствием этой эскалации стал рост популярности в последние месяцы антимигрантской правой партии «Альтернатива для Германии» (AfD.В Италии, которую экономисты ставят по силе демографических проблем на второе место после Германии, экономически активны только 40% женщин трудоспособного возраста. Те, на Апеннинах, этот «женский» заповедник, в отличие от Германии, существует до сих пор. В первой экономике континента доля экономически активных женщин за последние 30 лет выросла примерно на 10%, что вполне сопоставимо с США и значительно превышает все остальные крупные европейские страны.
Осталось попробовать увеличить рабочую силу за счет пенсионеров. В 2000-е годы в этом вопросе был достигнут значительный прогресс, однако в последние годы процесс значительно замедлился. Сейчас только 9% немцев старше 65 лет продолжают работать. Это намного ниже, чем в США (почти 20%) и Японии (около 25%). К 2030 году планируется довести пенсионный возраст до 67 лет. Число работающих пенсионеров будет продолжать расти, но, согласно компьютерным моделям, будет медленно.
Конечно, необходимо повышать и производительность труда. В Германии много лет с производительностью было все в порядке, но в последнее время, особенно после финансового кризиса, и здесь возникли проблемы. После 2015 года производительность труда не увеличилась даже на 2%. Для сравнения: в США за это же время он увеличился на 8%.
Одно из объяснений этого отставания состоит в том, что Германия отстает в цифровых технологиях. В рейтинге Европейской комиссии «Индекс цифровой экономики и общества» (DESI) за 2022 год Германия занимает лишь 13 из 27 строчек. Считается, что искусственный интеллект (ИИ) в целом и такие программы, как ChatGPT, могут помочь развитым экономикам с демографическими проблемами, однако не все согласны с этой точкой зрения. ИИ действительно может помочь повысить производительность труда, но для ее поддержания также нужны квалифицированные работники.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Согласно компьютерным моделям в самом ближайшем будущем в Германии перестанет расти численность рабочей силы, составляющая сейчас 47 млн человек.