Удары США и Британии по Йемену могут привести к взлету цен на энергоносители

Цены на нефть резко выросли после атак США и Великобритании на позиции хуситов в Йемене. После новостей о начале операции цена Brent выросла почти на 4%, превысив $80 за баррель впервые с 27 декабря. По данным Bloomberg, рост пока умеренный, но трейдеры опасаются эскалации конфликта, вплоть до прямого вмешательства Ирана. Такой сценарий поставит под угрозу добычу и транспортировку нефти в регионе, что может привести к дефициту и резкому скачку затрат.

Самый опасный и уже не казалось бы фантастическим сценарий, которого сейчас боится рынок, — это закрытие Ираном Ормузского пролива. По нему транспортируется более 20 миллионов баррелей нефти в день, что эквивалентно примерно 20% мирового потребления. Если большая часть транспортных потоков будет нарушена, воздействие на нефтяной рынок может быть в три раза сильнее, чем во время нефтяного кризиса 1970-х годов, и более чем вдвое превысит влияние конфликта в Восточной Европе на цены на газовом рынке, заявил аналитик MST Марки Саул Кавоник.

Но даже без такого радикального поворота событий эскалация почти наверняка приведет к росту цен. До сих пор большинство танкеров продолжали транспортировать нефть через Красное море, но компании все чаще направляют свои суда в обход Африки, что делает логистику более дорогой и влияет на цены.

Конечно, нельзя исключать, что США, которым высокие цены на нефть не выгодны в связи с собственной борьбой с инфляцией и предстоящими президентскими выборами, попытаются смягчить конфликт и не доводить его до крайностей. Но все больше экспертов убеждены, что ситуация выходит из-под контроля, а это значит, что весной мы можем увидеть нефть в диапазоне $110-$150 за баррель, что станет большим подспорьем для российского бюджета.

"На срочном рынке делались большие ставки на то, что нефть будет стоить в диапазоне $110-130 за баррель", - говорит Дмитрий Голубовский, старший аналитик Golden Coin House. - Это то, что известно от брокеров. А это, скорее всего, означает, что оно будет, потому что на него делаются большие ставки, рынок движется в этом направлении и новостной фон интерпретируется соответствующим образом.

Эскалация уже идет. Во-первых, в себе, во-вторых – в прессе и в сознании участников рынка. Даже если по-настоящему значимых событий нет, СМИ могут делать вид, что они есть. И наоборот, некоторые важные события замалчиваются. Насколько я понимаю, до недавнего времени доминировала вторая тенденция. Но теперь должна решиться и другая сторона дела, негативная информационная волна будет нарастать. На этом фоне цены на нефть вырастут и останутся высокими весной.

«СП»: Насколько велика эта вероятность?

— Если бы этого новостного фона не было, у нефти не было бы причин расти, потому что спрос не очень хороший, а экономические условия не так хороши, как ожидалось. Скорее всего, нефть точно не будет дешевле сегодняшнего уровня. Если сейчас вдруг все не успокоится, они рисуют какую-то победу и заметают ее под ковер, заявляя, что теперь купаться в Красном море безопасно. Но в это трудно поверить.

Можно разбомбить все, что попадется под руку, и это точно не изменит военно-политическую ситуацию в регионе. Тот факт, что половина Газы была разрушена, не положил конец войне там.

Обратите внимание: "Чего ждать россиянам" Могут ли "Навальные" санкции привести к проблемам экономики в 2021 году?.

А если Йемен разбомбят, ничего не закончится, потому что тем, кто воюет, не нужны дома.

Если сейчас какие-то дипломатические усилия приведут к результату, хотя я даже не знаю, кто должен их осуществлять, чтобы в этот результат поверили, риск резко исчезнет, ​​и цена нефти упадет до 60-65 долларов за баррель марки Brent. Если эскалация продолжится, нефть поднимется до 110 и будет там до весны. Скорее всего, после этого он развернется и снова пойдет вниз, а значит, это не будет долгосрочным явлением. Но такой рост почти на 40% сам по себе очень значителен. И пока все новости говорят о том, что началась война с риском распространения по всему региону.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков отмечает, что при определенном развитии событий цены могут подскочить до $150 за баррель, хотя это пока не самый вероятный сценарий.

— Все прогнозы основаны на разной степени эскалации конфликта. Мы видим, что оно растет, в противостояние вовлекается все больше участников. Раньше хуситы только заявляли о поддержке Газы, потом начали выборочно обстреливать проходящие корабли, наконец, американцы отправили флот, а теперь мы уже наблюдаем атаки на территорию Йемена. В Ливане также проходит забастовка. Иран, который поддерживает как ливанскую «Хезболлу», так и йеменских хуситов, также все активнее вовлекается в конфликт. Например, он взял танкер, который ранее у него отобрали американцы.

"СП": Какой прогноз сейчас представляется наиболее реалистичным для нефтяного рынка?

— Основной риск зависит от того, кто и в какой степени будет вовлечен в конфликт. Как минимум, можно ожидать, что некоторые танкеры будут ходить вокруг Африки, а это повлечет за собой дополнительные расходы, которые будут включены в цену нефти. Сейчас, несмотря на все волнения, большинство танкеров продолжают плавать по Красному морю.

Еще одним фактором, подталкивающим цены вверх, является заявление хуситов о том, что если монархии Ближнего Востока уступят свое воздушное пространство самолетам США, они сочтут это объявлением войны. Что, если они сейчас начнут атаковать нефтяные объекты Саудовской Аравии? Это серьезный риск.

Наконец, главную озабоченность вызывает прямое участие Тегерана в конфликте. Пока это кажется маловероятным, но после атак США в Йемене и теракта в Кермане мы приблизились к этому сценарию. В этом случае меньшим злом было бы, если бы нефть из Ирана перестала поступать на мировой рынок, а это около 1 миллиона баррелей в день, что подтолкнуло бы цены до ста долларов.

«СП»: И большой?

— Самый критический сценарий: если начнется война с участием Ирана, и он сделает то, что всегда обещал сделать в случае угрозы — закроет Ормузский пролив. Если он закроет его хотя бы на неделю или две, 20% всей мировой добычи нефти не покинет регион. Это сам Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия. Весь СПГ из Катара также будет заперт в Персидском заливе. Это самый радикальный сценарий, и если что-то подобное произойдет, мы увидим нефть по 150 долларов за баррель, а газ по цене более тысячи долларов за тысячу кубометров.


Последние новости о рынке нефти и газа, а также стоимости бензина и дизтоплива читайте в теме «Свободная пресса».

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Удары США и Британии по Йемену могут привести к взлету цен на энергоносители.