России стоит перенять опыт Белоруссии и Ирана в регулировании экспорта стратегических товаров

В России складывается тревожная ситуация с обеспеченностью сахаром. Объемы его вывоза за рубеж ставят под вопрос достаточность внутренних запасов для покрытия годового потребления. Государство предпринимает шаги, но они выглядят запоздалыми и недостаточно эффективными. Объявленный запрет на экспорт содержит серьезные лазейки, позволяющие продолжить поставки в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), откуда товар легко перенаправляется по всему миру. Возникает резонный вопрос: зачем поставлять стратегический продукт по бросовым ценам в страны, демонстрирующие откровенную недружественность?

1. Парадокс статистики: профицит на бумаге и дефицит на практике

Официальная статистика Минсельхоза констатирует резкий рост экспорта: за период с августа 2023 по февраль 2024 года было вывезено более 700 тысяч тонн сахара, что в 3,3 раза превышает показатели прошлого сезона. Чиновники объясняют это высокой конкурентоспособностью российской продукции на мировом рынке. Внутреннее потребление оценивается в 5,8 млн тонн в год, а прогноз производства на следующий сезон составляет 6,8 млн тонн, что формально указывает на профицит.

Однако реальная картина гораздо сложнее. Фактическое производство в текущем сезоне ожидается на уровне 6,1–6,15 млн тонн. Если вычесть из этой цифры уже экспортированные 700 тысяч тонн, запас прочности для внутреннего рынка становится минимальным — около 200–250 тысяч тонн. Более того, эти расчеты не учитывают неучтенный, «серый» экспорт, масштабы которого могут быть значительными.

«Производство действительно превышает внутренний спрос, но из этого баланса уже вычтены официальные 700 тысяч тонн экспорта. Сколько еще было вывезено нелегально — большой вопрос. Например, одна поставка сахара в Казахстан может принести перекупщику прибыль в $3000 за счет разницы в ценах», — комментирует ситуацию Анатолий Тихонов, директор Центра международного агробизнеса РАНХиГС.

2. Полумеры вместо решительных действий

Сложившаяся ситуация ставит под сомнение эффективность работы контролирующих органов. Страна продолжает в больших объемах экспортировать стратегически важный продукт, и лишь постфактум власти начинают имитировать активность. Недавно принятое постановление о временном запрете на вывоз сахара до 31 августа 2024 года выглядит строгим лишь на первый взгляд.

Ключевая проблема — в исключениях, прописанных в документе. Запрет не распространяется на поставки в страны ЕАЭС, осуществляемые в порядке, утверждаемом Минсельхозом. Это означает, что дешевый российский сахар продолжит поступать в Казахстан, Армению и другие государства, которые сами вводят против России экономические ограничения. Такой подход нельзя назвать полноценным запретом, и здесь стоит обратиться к опыту соседей.

3. Уроки от Белоруссии и Ирана

Когда президент Белоруссии Александр Лукашенко объявляет о запрете экспорта, он не делает исключений для стран ЕАЭС. Приоритетом является обеспечение внутреннего рынка. Если правительство все же разрешает вывоз определенных объемов, то эти квоты строго контролируются, а поставки осуществляются по мировым, а не заниженным ценам. Это государственный, стратегический подход, приносящий экономическую и политическую выгоду.

Обратите внимание: О положении России в мировой экономике.

Аналогичную политику проводит Иран в отношении топлива, внутренние цены на которое одни из самых низких в мире. Экспорт же осуществляется исключительно по рыночным ценам. Рассуждения российского Минсельхоза о «самом доступном в мире сахаре» вводят в заблуждение. Доступность следует оценивать относительно доходов населения. В США при средней зарплате в $4000 килограмм сахара стоит около $1.5, что позволяет купить на месячный доход более 2.5 тонн. В России при цене 65–70 рублей за килограмм и средней зарплате эта возможность в разы меньше.

4. Реальная угроза и «серый» импорт

Пока сахар на полках магазинов еще есть, но перспективы туманны. Очевидно, что экспорт через казахстанский и другие «транзитные» коридоры продолжится, а каналы контрабанды останутся активными. Это подтверждают и зарубежные данные.

«В этом году перерабатывающая отрасль еще не заработала. Потребителям не стоит волноваться. Во-первых, дефицита сахара в магазинах не будет. Во-вторых, с начала года в республику из Российской Федерации поступило 150 тысяч тонн сахара как «серый импорт», — заявила Айзан Наурзгалиева, глава Казахстанской ассоциации сахарной промышленности.

150 тысяч тонн — это только официально признанный «серый» импорт в одну страну с начала 2024 года. Реальные объемы неучтенного вывода в Армению, Таджикистан, Узбекистан и другие страны могут быть колоссальными. Таким образом, официальные цифры экспорта, скорее всего, занижены как минимум вдвое. Ситуация со стратегическим запасом сахара в России из сложной превращается в критическую и требует немедленного пересмотра торговой политики на примере более жестких и прагматичных моделей Белоруссии и Ирана.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: России стоит брать пример во внешней торговле с Белоруссии и Ирана.