С 25 июля российские банки должны вернуть украденные мошенниками средства по новой схеме. Они должны погасить пошлину в течение 30 дней с момента получения заявления клиента. Но не все получат свои деньги обратно, а только по новому закону.
...Известный экономист Валентина Бондаренко скончалась 22 июля этого года. 82-летняя женщина, кандидат экономических наук, сотрудница Института экономики РАН, пострадавшая от поведения мошенника, не смогла психологически смириться с огромными потерями и выпрыгнула из окна своего дома своя квартира.
Она не дожила до принятия нового закона, согласно которому ей, вероятно, понадобилось бы всего три дня, чтобы вернуть свои деньги…
Однако кандидат экономических наук, финансовый аналитик Михаил Беляев настроен скептически. Он считает, что даже новые меры не остановят мошенников. По статистике ЦБ, из 15 млрд рублей, украденных мошенниками в 2023 году, удалось вернуть лишь 8,7.
Вернуть украденные мошенниками деньги непросто, но все же возможно.
Как будет осуществляться возврат средств?
Если клиент банка обнаруживает, что средства с его банковского счета были украдены, он должен сообщить об этом в банк. Банки должны проверить заявку клиента и вернуть все украденные средства в течение 30 дней с момента ее получения. Но это происходит не во всех случаях.
Украденные мошенниками средства будут возвращены только в том случае, если банк разрешит перевод средств на мошеннический счет, который находится в специальной базе данных Банка России «О случаях и попытках перевода средств без согласия клиента»." Центральный банк собирает эту базу данных на основе данных, полученных от банков и других операторов платежных систем, а также затронутых вкладчиков.
Даже если банк не отправит клиенту уведомление о переводе, он вернет украденные мошенниками средства. То есть передача была произведена без согласия клиента.
Также бывают случаи, когда клиент теряет карту или ею пользуется кто-то другой без согласия владельца. В этом случае банк вернет деньги жертве, если клиент уведомит об этом. Если клиент не предупредит банк о потере контроля над картой, средства ему не могут быть возвращены. Но если повезет, срок возврата перевода составит 60 дней.
В какой степени новые правила предотвратят мошенничество и помогут вернуть украденные средства? Экономисты имеют разные точки зрения на этот счет.
— Введение закона о возврате клиентам банков средств, украденных со счетов мошенниками, — очень важное направление. Это связано с ростом доверия к банковской системе. Клиенты должны понимать, что средства, внесенные в банк, в безопасности.
В противном случае, по мере увеличения случаев пропажи денег, граждане начнут прятать деньги под подушку. Это окажет немедленное влияние на инвестиции. Более того, это обязательство перед клиентами заставит банковскую систему улучшить свои системы безопасности. — заявил Александр Сафонов, кандидат экономических наук, профессор Российского финансового университета.
«СП»: Методы выманивания денег мошенниками постоянно совершенствуются, и уже используются различные способы, такие как телефонные звонки, электронные письма, обращения от имени чиновников. Соответствует ли система защиты банковских вкладов требованиям времени?
——По замыслу IT-экспертов, к 2030 году мошенники смогут имитировать внешность людей с помощью искусственного интеллекта, что многократно увеличит риск.
Обратите внимание: Российский рынок средств визуализации – многомиллиардный бизнес.
Но в то же время должна повыситься и ответственность лиц, причастных к таким преступлениям. Эксперты полагают, что цифровой рубль, полностью контролируемый ЦБ, может помочь обуздать преступное поведение в сфере банковских счетов.Но поможет ли это в ситуации, когда процветают утечки персональных данных и продажи? В результате одна из интернет-платформ на основе запросов Telegram-ботов предоставляет данные о конкретных гражданах из более чем 20 баз данных, в том числе Пенсионного фонда РФ, ФНС и ФМС России. Персональные данные граждан сегодня очень слабо защищены законом (152 ФЗ.
Однако улучшится ли банковский возврат средств, если кто-то попадется на мошенничество? Этот вопрос мы задали кандидату экономических наук, аналитику Николаю Кульбаке.
——Только практика позволит увидеть результаты. Проблема в том, что у самих людей отсутствует финансовая грамотность. Ведь когда мошенник «обманывает» наивного гражданина, все действия осуществляются с участием последнего. В большинстве случаев жертва считает, что поступает правильно.
Строгая проверка любого перевода усложняет работу банка. Возможно, в том случае, если клиент сам предпримет оперативные и разумные меры – например, немедленно сообщит об утере банковской карты – ему помогут. Но банки часто просто «моют руки» и говорят жертвам, что они сами виноваты в том, что их обманули.
«СП»: Да, связаться с банком сейчас проблема. Голосовой помощник сведет вас с ума, пока в экстренной ситуации не задаст массу нелепых вопросов, пусть даже на несколько минут, но секунды имеют значение…
- Есть много вопросов. Например, можно ли считать мошенничеством неприятные звонки из салона красоты или частного медицинского центра? Где грань между коммерцией и мошенничеством? Кроме того, во многих схемах мошенничества участвуют сотрудники правоохранительных органов. По крайней мере, утечка баз данных часто происходит без их участия.
Покупка баз данных продолжается, поэтому мошенничество будет продолжаться. Честно говоря, это проблема не столько банков, сколько борьбы с преступностью и организованной преступностью. Финансовое мошенничество похоже на вирус, охвативший мир. Некоторые люди защищены, а другим может просто не повезти.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Прописанный законом возврат украденных средств сопряжен с рядом условий.