Конфликт на Ближнем Востоке сказывается на туристических потоках, но на топливном рынке пока царит неопределенность

Газета Wall Street Journal (WSJ) процитировала официальных лиц, заявивших, что Тель-Авив предупредил Тегеран о том, что он намерен ответить на любое нападение на свою территорию ударами по иранским ядерным или нефтяным объектам.

Цены на нефть марки Brent на лондонской бирже ICE выросли на 5% после нападения на Израиль. На последнем пике около 14:40 мск 2 октября стоимость ресурсов превысила $76 за баррель, но ближе к вечеру (18:43 мск) скорректировалась до $73,82. То есть в целом рост цен с 30 сентября составляет чуть менее 3%.

"СП" поинтересовалось у экспертов, каков будет дальнейший тренд цен на нефть.

"Если конфликт останется на нынешнем уровне и не будет обостряться, цены на нефть будут падать, а не расти", - заявил Станислав Митракович, главный эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета РФ.

По его словам, в настоящее время ОПЕК+ планирует постепенно увеличивать поставки нефти на рынок с конца 2024 года, но если альянс посчитает, что такое увеличение приведет к падению цен, он может быть вынужден скорректировать свои действия. Такое случалось много раз, когда ОПЕК+ проводила министерскую встречу и меняла планы.

Долгосрочное снижение цен на нефть обсуждалось много раз в этом году. Например, Ситибанк предсказал в июне этого года, что цены на нефть могут упасть до 60 долларов за баррель в 2025 году (и до 50 долларов в самом пессимистическом сценарии) из-за внедрения электромобилей и повышения энергоэффективности, что приведет к «огромному профициту». «Добыча за пределами ОПЕК. Митракович отметил, что можно предположить, что в случае падения цен на нефть в конце 2024 - начале 2025 года ОПЕК+ может пересмотреть свои текущие планы.

— Было бы безрассудно ожидать, что мировое потребление нефти снизится, и если оно останется на прежнем уровне, то цены, очевидно, вырастут. Потому что все будут пытаться хеджировать свои риски и учитывать в цене на нефть трудности, которые могут возникнуть с логистикой, транспортировкой, страхованием и т д., что касается конфликта на Ближнем Востоке. — поясняет Павел Селезнев, кандидат политических наук, декан факультета международных экономических отношений Финансового университета.

«СП»: Что будет с рынком, если конфликт обострится дальше?

— Если бы Ормузский пролив (через который проходит около одной пятой мирового ежедневного потребления нефти — «СП», по данным Управления энергетической информации США) — то, естественно, произошел бы резкий рост цен, но они пишет, что это состояние десятилетиями изучали все: от аналитических центров до университетов и компаний.

Но пока до этого дело не дошло. Вместо этого возникает ощущение, что, несмотря на интенсивность противостояния на Ближнем Востоке, ни одна из вовлеченных сторон не готова к эскалации конфликта и повышению ставок, что привело бы к широкомасштабным боевым действиям. Митракович считает, что нет оснований ожидать значительного роста цен на нефть из-за военно-политической напряженности, хотя теоретически это может произойти.

- Если будут предприняты шаги по эскалации - например, Иран закроет Ормузский пролив, то это, конечно, серьезная история. С другой стороны, никто не хочет принимать поспешных решений; все понимают последствия. Все стороны стараются сохранить лицо и сохранить свои позиции", - подчеркнул Селезнев.

«СП»: Приемлема ли нынешняя ситуация для стран-экспортеров нефти и их потребителей?

— Цены на оба приемлемые. Российская нефть продается со скидкой (сентябрьская нефть марки Юралс к североморским срокам имеет больший дисконт, чем августовская - $12,5-12,8 за баррель - "СП", по данным Argus), хотя мы бы предпочли меньшую скидку.

Обратите внимание: Кстати о митингах на фондовом рынке Стив Селенгут,.

Нефть марки «Юралс» сейчас продается по цене 60 долларов за баррель, тогда как цены во время пандемии были намного ниже. Сегодня нет новостей, указывающих на то, что для потребителей наступил какой-то кризис.

Например, 1,5 года назад было много информации о дизельном кризисе, говорили, что дизельного топлива не хватает, объемы переработки упали, но со временем все восстановилось. Другими словами, текущая ситуация на нефтяном рынке сбалансирована. Вопрос в том, что будет дальше? Что делать, когда одни мировые производители объединяются в квазикартели, а другие нет? В результате некоторые люди ограничивают себя ради стабилизации или повышения цен на нефть, а другие чувствуют себя более свободными", - сказал Митракович.

По экспертным оценкам, мировая доля добычи ОПЕК+ составляет 40%, при этом добыча нефти в других нефтедобывающих странах растет.

"Поэтому вопрос в том, что будет с ОПЕК+, продолжит ли она ограничивать добычу или решит на каком-то этапе начать новую ценовую войну, которая будет достаточно болезненной. В начале 2020 года эпидемия COVID-19 усугубила тяжелую ситуацию. На нефтяном рынке, и опыт показывает, что российская нефть в портах северо-западной Европы стоит менее 10 долларов за баррель. С другой стороны, ограничение добычи в условиях возросшей конкуренции также является проблемой спорное решение…

Согласно данным Trading Economics за период с мая по август, добыча нефти в США занимает первое место с объемом 13,3 миллиона баррелей в день (б/д). Следующими странами, не входящими в ОПЕК/ОПЕК+, являются Канада (4,5 млн баррелей в сутки), Китай (4,3 млн баррелей в сутки), Норвегия (1,7 млн ​​баррелей в сутки) и Ангола (1,1 млн баррелей в сутки). Последние данные за ноябрь), Колумбию (788 000 баррелей в день), Аргентину (683 000 баррелей в день), Великобританию (646 000 баррелей в день) и Индию (613 000 баррелей в день).

Кроме того, стоит отметить, что Иран (3,3 млн баррелей в сутки), Ливия (956 000 баррелей в сутки) и Венесуэла (874 000 баррелей в сутки) являются членами ОПЕК, но не сокращают добычу в рамках ОПЕК+, а Бразилия (330 000 баррелей в сутки)) млн баррелей/день), присоединилась к альянсу, но не участвовала в соглашении.

The Wall Street Journal отметила, что запланированное увеличение добычи в США, Гайане и Бразилии приведет к увеличению мировых поставок нефти более чем на 1 миллион баррелей в день. В то же время агентство Reuters сообщило, что на министерской встрече ОПЕК+ альянс сохранил свою политику добычи нефти без изменений, включая планы по увеличению добычи начиная с декабря.

—— Израиль сейчас находится на позитивной стадии, когда он делает все возможное и идет на все риски. Поэтому в конце сентября международное рейтинговое агентство Moody's понизило кредитный рейтинг страны с А2 до Baa1, с негативным прогнозом.

Очевидно, это влияет на решения инвесторов, а конфликт в целом влияет на туристические потоки и замораживает серьезные проекты. Для России ситуация будет благоприятной, если цены на нефть вырастут, потому что цены на нефть определяют возможности бюджета», — заключил Селезнев.


Последние новости о рынке нефти и газа, стоимости бензина и дизтоплива — тема «Свободной прессы».

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Конфликт на Ближнем Востоке сказывается на туристических потоках, но на топливном рынке пока царит неопределенность.