Европа столкнулась с газовым кризисом: запасы падают, цены растут до $700

Европейская газовая система испытывает серьезное напряжение. По данным Gas Infrastructure Europe (GIE), запасы газа в подземных хранилищах (ПХГ) континента опустились ниже психологически важной отметки в 50%. Февральский темп отбора ресурсов приближается к рекордным значениям. Текущий уровень заполненности хранилищ на 8,18 процентных пункта отстает от среднего показателя за последние пять лет и значительно ниже уровня в 67%, зафиксированного в начале февраля прошлого года.

1. Цены бьют рекорды

На этом фоне стоимость газа на ключевой европейской торговой площадке — нидерландском хабе TTF — взлетела до двухлетнего максимума. К середине дня 10 февраля цена достигла примерно $630 за тысячу кубометров. Это более чем в два с половиной раза превышает минимальную стоимость ресурса, наблюдавшуюся в феврале 2024 года.

2. Причины кризиса: Украина и сезонный спрос

Руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК Вячеслав Мищенко связывает резкий рост цен с прекращением транзита российского газа через Украину с 1 января 2025 года.

— Европа потеряла стабильные ежедневные поставки в объеме 42 млн куб. м. За 2024 год через украинскую газотранспортную систему было поставлено 15,4 млрд куб. м российского газа. Этот надежный источник теперь окончательно отрезан от европейского рынка, — пояснил эксперт.

Ситуацию усугубляет продолжающийся отопительный сезон, который требует все больше ресурсов и продлится как минимум еще месяц. По мере истощения запасов давление на рынок будет только нарастать. Дальнейшая динамика будет зависеть от погодных условий, но уже сейчас можно прогнозировать дальнейший рост цен. По оценке Мищенко, в сложившейся ситуации цены на европейских биржах вполне могут достичь уровня в $700 за тысячу кубометров.

Несмотря на общее снижение потребления газа в Европе в последние годы, от него по-прежнему критически зависят промышленность и жилищно-коммунальный сектор. Зимний спрос — это объективная реальность, от которой невозможно отказаться в короткие сроки.

3. Проблема пополнения запасов

Вопрос о том, как европейцы смогут пополнить истощающиеся запасы, становится все более острым. После потери крупного поставщика и при растущем спросе возникает дефицит объемов, который невозможно быстро компенсировать трубопроводным газом.

— Алжир и Норвегия не в состоянии полностью заменить пиковые объемы российских поставок, которые ранее превышали 200 млрд куб. м в год, — отмечает Мищенко. — Норвегия, хотя и находится близко, ограничена возможностями своей инфраструктуры для резкого наращивания экспорта (ее доля в импорте ЕС стабильно держится на уровне 30%). Алжир же традиционно ориентирован на Францию и Италию.

Обратите внимание: "Чего ждать россиянам" Могут ли "Навальные" санкции привести к проблемам экономики в 2021 году?.

4. СПГ: ненадежная альтернатива

Основной альтернативой остается сжиженный природный газ (СПГ), однако и здесь ЕС сталкивается с трудностями. Нарастить импорт американского СПГ сложно из-за высокой конкуренции со стороны стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Европейцы, сделавшие ставку на американский газ, столкнулись с «коварством» спотового рынка СПГ. В США производители, как правило, не продают газ напрямую. Этим занимаются трейдеры, работающие по принципу «бери или плати». Они могут оплачивать простой завода, но физический газ не будет произведен и не поступит на рынок, если в текущий момент это невыгодно с коммерческой точки зрения. Таким образом, расчетные мощности по сжижению на восточном побережье США не гарантируют реальных поставок — все решает рыночная конъюнктура.

5. Роль Китая и позиция США

Несмотря на введенные 4 февраля китайские контрпошлины на американский СПГ, конкуренция между Азией и Европой за этот ресурс сохранится. Китай, в ответ на пошлины, вероятно, увеличит закупки трубопроводного газа из России и Туркменистана, имея таким образом альтернативу.

Автор телеграм-канала «Нефтегазовый Мир» Сергей Ветчинин обращает внимание на другую проблему: к концу 2024 года заполненность ПХГ была на высоком уровне — 59%. Европейцы не стали докупать газ, чтобы не переполнять хранилища. Однако с января запасы стали стремительно сокращаться. Для срочных закупок СПГ нужны действующие экспортные лицензии, переоформление которых, вероятно, заняло время.

Гендиректор TotalEnergies Патрик Пуянне в Financial Times призвал ЕС заключать долгосрочные контракты на поставки американского СПГ. Это предложение звучит на фоне заявлений экс-президента США Дональда Трампа о возможных пошлинах для ЕС, с помощью которых он намерен сократить торговый дисбаланс.

— Трамп фактически использует угрозу пошлин, чтобы заставить Европу покупать больше американских энергоносителей, — комментирует Мищенко. — Долгосрочный контракт мог бы дать ЕС определенные гарантии поставок. Но пока такого соглашения нет, у США сохраняется свобода маневра и возможность продавать СПГ тому, кто предложит более высокую цену.

Еще в марте 2023 года Управление энергетической информации США прямо заявляло, что американский СПГ будет поставляться в регионы с наиболее высокой ценой. В числе потенциальных крупных покупателей называется и Индия, которая, в свете обсуждения санкций против российского СПГ, может обратиться к американским поставщикам.

6. Будущее европейского рынка

Вопрос о заключении долгосрочного контракта между ЕС и США остается открытым. Для Трампа такая сделка могла бы стать политическим и экономическим достижением.

— Не исключено, что Трамп сможет продавить такой контракт, используя свою обычную тактику: создание угрозы с последующими торгами и частичными уступками, — предполагает эксперт.

В ближайшей перспективе Европе предстоит пережить остаток зимы в условиях высоких цен и снижающихся запасов, одновременно пытаясь найти долгосрочное решение для своей энергетической безопасности в новой геополитической реальности.

Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля читайте в теме «Свободной Прессы».

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Вячеслав Мищенко: Цены на газ на TTF могут достигнуть $700 за 1 тыс. куб. м.