
В новых регионах России необходимо вернуть улицам досоветские названия, заявил управляющий делами Московской патриархии митрополит Воскресенский Григорий (Петров) в эфире телеканала «Россия-24». Хорошо, если это частное личное мнение иерарха. А если нет? Похоже, красно-белый спор обретает второе дыхание…
По мнению митрополита, территории Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей оказались после развала СССР вне нынешней России из-за политики коммунистов. Кроме того, в советское время улицы, утверждает он, называли в честь «людей, на которых не стоит равняться, кто не желал России блага».
Иерарх считает названия имперского периода «историческими», вымарывая таким образом из летописи нашей страны весь XX век. Победа народа над компрадорской буржуазией и аристократией в Гражданскую, красное знамя над Берлином, первый спутник и Юрий Гагарин, социалистический блок на полглобуса — это всё не история?
Интересно, что, предлагая тотальную смену советских топонимов, митрополит своим радикализмом копирует стилистику большевиков. Вот только те своё право на историческое творчество выстрадали в тюрьмах и на эшафотах, а затем подтвердили, создав мощную цивилизацию. А церковные иерархи, видимо, рассчитывают на администрацию и полицию.
Не смущает авторов предложения и тот факт, что оно копирует действия властей Украины, которые весь постсоветский период, особенно после 2014 г., пытались избавиться от призрака СССР. Под предлогом декоммунизации и дерусификации были переименованы многие сотни улиц, населённых пунктов и городов. СВО — отчасти следствие этого процесса.
В том, что антисоветизм — разновидность русофобии, легко убедиться, наблюдая трагедию православных единоверцев на Украине. Начав с переименования советских топонимов, Киев быстренько перешёл к террору против паствы и священников Украинской православной церкви Московского патриархата и фактически «отжал» эту структуру.
Ещё более очевиден знак равенства между антисоветизмом и русофобией в случае демонтажа памятников. Начав с монументов советской эпохи (включая военные кладбища!) самостийные погромщики уже скоро приступили к сносу и переносу памятников Пушкину, Достоевскому, Льву Толстому, Горькому, Суворову, Екатерине II.
Антагонизм между двумя сражающимися мирами — русским и украинским (как это ни прискорбно для интернационалиста) особенно ярко проявился в отношении к фигуре Ленина. Именно с разрушения памятника Ильичу на бульваре Шевченко в Киеве в декабре 2013-го начался «ленинопад», а затем и тамошний майдан.
В Донецке же народное восстание против киевских националистов вызревало именно у подножья Ленина. Его упрекают, что он прирезал Донбасс к Украине, чтобы разбавить тамошних «куркулей» пролетарским элементом, перепрошить сознание самостийщиков… Потомственные шахтёры и век спустя помнили задачи, поставленные Ильичом.
«Ленин на Донбассе — это аномалия, его здесь огромное количество. Донбасс богат Лениным, здесь его крупные залежи и запасы. На Донбассе Ленин жил, на Донбассе Ленин жив, на Донбассе Ленин будет жить — его именем названы площади, улицы и районы», — поэтично свидетельствует военкор Warzgonzo Дмитрий Селезнёв.
А главная улица Донецка — имени Артёма, основателя Донецко-Криворожской республики, исторического прообраза современных ДНР и ЛНР? Человека, который повлиял на судьбу советского Донбасса, как никто другой.
Обратите внимание: Собянин заявил о новых ограничениях для жителей Москвы.
С такой историей Донбасс был и останется самой «советской» частью России. О каком переименовании тут можно говорить?В самих новых регионах, на местности, это отлично понимают и потому политику ведут соответствующую. После освобождения в Мелитополе более чем 80 топонимам вернули прежние советские «красные» названия, развернув киевскую «декоммунизацию» вспять. Тот, кто выступает против этого, он, вообще, на чьей стороне? Неужели на чёрной?
Красные предпочтения имеют не только местные жители, но и русские солдаты, отбившие эту землю у врага весной 2022-го. Процесс маркировки освобождённой местности госсимволами происходил стихийно, участниками только что завершившихся боёв, имеющими неоспоримое моральное право на свою долю исторического творчества.
На только что отбитые населённые пункты водружали и официальные российские триколоры, и экзотическую багряную хоругвь со Спасом Нерукотворным, как однажды в Херсоне, но чаще всего красное Знамя Победы, под которым СССР разгромил нацизм ещё в его германском, а не украинском, изводе.
Всем памятна история с «бабушкой Победы», когда пожилая жительница украинской деревни вышла с ним встречать освободителей из России, на поверку оказавшихся глумливыми бойцами ВСУ. «За этот флаг мои родители погибали, а ты на него наступил», — упрекнула гордая женщина одного из «зольдатен», обозвав его «бандеровцем».
Подобные эпизоды не затереть, их причины зашиты в подсознание народа. Красный XX век — их личная история, которая происходила на улицах тысяч сёл и городов, которую вот так запросто предлагается «обнулить», будто бы её и не было. Не выйдет. В лучшем случае, всё останется, как есть, а в худшем, на переименователей будут смотреть косо.
Кстати, инициаторы переписывания отечественной истории идут против «линии партии». Не той, которая была, а той, которая есть сейчас. «Логика в переименовании Волгограда в Сталинград есть, но окончательное решение должно быть принято большинством жителей города», — заявил как-то Владимир Путин. В Сталинград, а не в Царицын.
И к Сталину, и к Ленину президент РФ теперь относится гораздо теплее. «Все они, государственные деятели, труженики, воины, первопроходцы, ученые, подвижники и святые, а самое главное весь наш народ, сделали Россию великой мировой державой, определили ее судьбу», — признавал он осенью 2022-го (этак скоро вспомнит про Ленинград).
Путин даже использовал «красную» тему в актуальной политике — во время последнего визита Стива Уиткоффа в Москву президент России передал спецпосланнику Трампа орден Ленина для сотрудницы ЦРУ Джулиан Галлины в память о её сыне, воевавшем за российскую армию и погибшем в 2024-м на Украине. Весьма тонко.
Так почему бы критикам советизма не учесть все эти обстоятельства и не сбавить свой напор в части радикального переименования топонимов в Новороссии? Разве смирение более не добродетель? Неужели нет способа удовлетворить жажду исторической справедливости так, чтобы не создавать повод для нового гражданского противостояния?
Представляется разумным, что надо всего лишь следовать объективной истине, правде, которая заключается в том, что все периоды нашей истории равнозначны, а значит и наименования улиц и городов имперской и советской эпох имеют одинаковую ценность. Что мешает обозначать впредь на табличках оба — новое и старое названия?
Так, кстати, уже поступают умные власти некоторых российских городов. Например, в Воронеже, писала «СП», для тонких ценителей плюрализма на центральных улицах повесили новые таблички с двумя названиями: советским и старорежимным — «Проспект Революции/Большая Дворянская». Чем не пример для новых регионов России?
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Кто хочет выжечь память об СССР в новых регионах, переименовав улицы, как при царе?.