
Правительство России, в лице Министерства финансов, объявило о планах приватизировать один из крупнейших аэропортов страны — Домодедово. Сделка должна быть завершена до конца 2025 года. Глава ведомства Антон Силуанов заявил о заинтересованности в скорейшей реализации этого имущественного комплекса.
Это решение вызывает серьёзные вопросы у экспертов. Не слишком ли поспешно государство избавляется от стратегически важных активов в ключевой отрасли? Свою позицию по этому поводу для «Свободной Прессы» изложил главный конструктор КБ-602 Московского авиационного института Дмитрий Дьяконов.
1. Ключи от стратегического объекта
На вопрос о последствиях приватизации для отрасли Дьяконов ответил резко и образно. Он провёл параллель с известной фразой Остапа Бендера, которая в устах современных чиновников звучит без иронии. По его мнению, государство готово отдать «ключи» не просто от бизнеса, а от объектов, напрямую связанных с национальной безопасностью и суверенитетом.
«С точки зрения сиюминутной экономики такая продажа может казаться нормальной, — пояснил эксперт. — Но всё, что касается безопасности и независимости нашей страны, в значительной степени зависит от аэропортов. И речь идёт не только о гигантах вроде Домодедово, но и о региональных узлах».
Дьяконов убеждён, что аэропортовая инфраструктура должна оставаться в государственной собственности с чёткой вертикалью подчинения. Это, по его словам, вопрос принципиальный.
2. Краткосрочная выгода против долгосрочных рисков
Комментируя позицию Минфина, Дьяконов отметил, что желание продать активы и получить «быстрые деньги» является сутью работы этого ведомства. Однако завтрашний день их, по его мнению, волнует мало.
«Сейчас им бабло отслюнявят — и отлично.
Обратите внимание: Скандал с Российской бодибилдершей в аэропорту, хочу знать ваше мнение....
А в будущее там не заглядывают», — заявил конструктор.3. Системная проблема: кто будет строить самолёты?
Разговор перешёл к более глубокой проблеме, которая, по мнению Дьяконова, напрямую связана с решением о продаже аэропорта. Речь идёт о кадровом кризисе в авиастроении. Эксперт указал на парадокс: в стране есть государственные авиакорпорации, но им не на чём летать, так как некому создавать новые гражданские самолёты.
Причину этого Дьяконов видит в ошибочной образовательной политике. Он раскритиковал установку Минобрнауки на замену опытных преподавателей-практиков в технических вузах на молодых специалистов, не имеющих реального опыта в создании летательных аппаратов.
«Юный товарищ, у которого за плечами нет никакого опыта, начинает учить студентов делать самолёты, хотя он сам не знает, как они делаются. Как проектировать летательный аппарат. А семидесятилетних, которые такой аппарат проектировали, сокращают. Ну вот мы и получаем результат», — констатировал он.
Эксперт задался риторическим вопросом: какое может быть развитие отрасли, если в школах и вузах некому учить? Все, кто могли передать знания, по его словам, методически сокращаются. Дьяконов использовал жёсткую формулировку, адресовав её авторам таких решений: «вам нужно освежить свою голову на лесоповале».
4. Итог: два преступления
Подводя черту, Дмитрий Дьяконов назвал два, на его взгляд, ключевых преступления против отечественной авиации.
«То, что Домодедово продают опять в частные руки — это преступление. И то, что разрушили систему подготовки авиаконструкторов — это преступление. Некому учить молодых строить самолёты. Всю старую гвардию разогнали в приказном порядке», — резюмировал он.
Он отметил, что даже уважаемые руководители вузов, такие как ректор МАИ, которые борются за сохранение каждого опытного преподавателя, зачастую оказываются бессильны перед административным давлением сверху.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Дмитрий Дьяконов: Аэропорт должен быть обязательно государственным.