Александр Снегуров: Дети базовых вещей не знают, а им предлагают элементы вузовской программы

Глава Рособрнадзора Анзор Музаев раскритиковал школьные программы за их перегруженность

«Анализ экспертного сообщества вузов показал, что большинство предметов стандартной школьной программы от 15% до 30% перегружены темами, которые в Советском Союзе преподавались часто в конце второго курса университета», — заявляет чиновник.

Он считает, что проблему для школ создает приведение стандартов в соответствие для «бесшовного перехода» на первый курс вузов. «Работа здесь у нас достаточно интенсивно ведется. Главная задача — не упростить или примитизировать стандарт для того, чтобы снова получить какие-то красивые баллы, оценки, а привести в соответствие (школьные программы)».

По мнению главы Рособрнадзора некоторые темы, предлагаемые школьникам, невозможно освоить в их возрасте. И педагоги пропускают такие темы, считая их непосильными для подопечных. «Это безобразие, которое у нас образовалось, конечно, надо будет прекращать».

Глава государства — за математику

О реформе говорил и президент Владимир Путин в феврале этого года. По его словам, следует изменить школьную программу по математике и другим естественным наукам, сделав их «понятными и интересными».

Почему математика не интересна нынешним школьникам, еще в 2021 г. объяснял академик, лауреат премии ЮНЕСКО, завкафедрой МГУ Алексей Семёнов: «Математика неинтересна большинству детей. Нужно ли убеждать ребёнка учить таблицу умножения, когда всё можно посчитать на экране мобильника? Решать уравнение, если можно сфотографировать его на тот же мобильник и немедленно получить ответ? Раньше это требовалось в жизни — инженеру, бухгалтеру и другим, а сегодня человек всё это передал машине».

По мнению академика, из математики следует убрать зубрежку: «Вместо того чтобы заставлять зубрить формулы и теоремы, можно предложить детям самим составить таблицу умножения, открыть десятичную систему счисления и многое другое…».

Руководитель Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, профессор Татьяна Клячко считает: «Математику не очень хорошо преподают, поэтому дети её не понимают и боятся. Ведь это абстрактная наука. А дети мыслят исходя из своего маленького жизненного опыта. Значит, нужно погрузить их в привычный опыт, а потом поднять до абстрактного уровня».

За партой с экспертом

О том, почему сегодня дети не хотят изучать математику, кому выгодно нагружать школьников и замешано ли в данном вопросе банальное отсутствие знаний, рассказывает историк, кандидат психологических наук, заслуженный учитель России Александр Снегуров.

«СП»: Почему у детей пропадает интерес к математике?

— Интерес падает ко всем предметам у людей, которые не мотивированы обучаться. Человек устал, перешел в зависимость от гаджетов. Интерес к предметам падает годами. Утомление, расслабленность, невротизация учеников, перегруженность программ, большие домашние задания — причины.

Сам математический материал — трудный для большинства людей, не настроенных на этот лад.

Обратите внимание: Александра Митрошина за день спустила около 3 млн рублей.

Но этот предмет у нас на первом плане — как русский язык, что обоснованно.

Однако людей, расположенных к математике, меньше. Хорошо еще, расчётные процедуры взяли на себя сервисы с ИИ, а раньше все эти формулы люди сами рассчитывали.

«СП»: Есть мнение, что в нынешней школьной математике акцент делается на зубрежку, поэтому и нет особого интереса.

— Это связано еще и с ЕГЭ. Вот почему Анзор Музаев не борется за его отмену? Подготовка к этим экзаменам дает массу ненужного материала.

Человек может понимать, решать задачи, но это не значит, что он успешно сдаст экзамен. Нагрузка спадет, если решить проблему с ЕГЭ.

«СП»: В феврале этого года Владимир Путин призвал сделать математику понятной и интересной для школьников

— Видимо, в связи с этим предложением была введена «Занимательная математика юного москвича». Но занимательна ли она? Или это дополнительная нагрузка? Скорее всего, дополнительная, потому что была базовая, теперь добавилась занимательная.

«СП»: Кому выгодно так сильно нагружать детей?

— Тем, кто хочет соответствовать каким-то условным нормам, научности… Каким-то снобам, считающим, что это соответствует общемировым стандартам, а чтобы им следовать, надо выполнять норму заданий, получать баллы. И тем, кто зациклен на рейтингах, администраторам, так как эти баллы влияют на весь образовательный ландшафт.

Считается, что развитие наук должно отражаться в школьной программе. Это её усложняет, люди базовых математических вещей не знают, а им предлагают элементы вузовской программы.

«СП»: А может, причина колоссальной нагрузки на детей кроется в том, что администрированием системы образования занимаются люди, которые не имеют достаточно знаний в данной области?

— Естественно. Масса руководителей не имеют понимания системы образования, задач школы, методологии. Людям из других областей нужно постичь хотя бы азы данной сферы, но они делать этого не хотят. К руководству приходят чиновники, не прошедшие ступени образовательной системы. Люди малокомпетентные, чванливые, их личная амбициозность требует самореализации через усложнения, инициативы, напрягающие образовательное сообщество. Многих специалистов выгнали, либо их мнение не принимается к сведению.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Александр Снегуров: Дети базовых вещей не знают, а им предлагают элементы вузовской программы.