Фракция КПРФ в Государственной Думе выступила с законодательной инициативой, направленной на защиту прав русскоязычных детей. Депутаты предлагают освободить от обязательного тестирования по русскому языку детей, которые вернулись в Россию из-за рубежа вместе с родителями, но при этом являются носителями языка. Цель законопроекта — исправить ситуацию, когда формальные требования мешают получению образования.
1. Почему возникла проблема?
Летом 2025 года в России было введено обязательное тестирование по русскому языку для детей при поступлении в школу. Эта мера была предложена педагогами для решения реальной проблемы: в школы часто пытались попасть подростки из семей мигрантов, не владеющие языком на базовом уровне, что создавало сложности в обучении и итоговой аттестации.
Однако на практике, как отмечают авторы законопроекта, нововведение стало барьером не для тех, для кого оно предназначалось, а для русских детей, выросших за границей. Они свободно говорят по-русски в быту, но могут не знать специфической или устаревшей лексики, что приводит к несправедливым отказам в приёме.
2. История, которая стала символом проблемы
Один из авторов инициативы, депутат Михаил Матвеев, в интервью «Свободной Прессе» привёл показательный пример. Русская девочка, жившая с родителями в крупном иностранном городе, вернулась на родину. При тестировании её спросили, что означает слово «лейка». Ребёнок, никогда не видевший дачи или огорода, не смог ответить. В результате её не приняли в школу. Эта история, по словам депутата, стала «последней каплей» и побудила к разработке поправок.
«Тех, кто совсем языка не знает, берут нормально. А к русским цепляются», — констатирует Матвеев. Он подчеркивает, что таких случаев по стране — десятки.
3. В чём суть предлагаемых изменений?
Законопроект КПРФ предлагает чётко разделить подходы:
- Освободить от тестирования детей, для которых русский язык является родным или основным языком общения в семье, независимо от страны предыдущего проживания.
- Сохранить тестирование для детей-иностранцев, не владеющих языком, чтобы школа могла объективно оценить их готовность к обучению в русскоязычной среде.
Матвеев поясняет, что первоначальная цель закона была прагматичной: убедиться, что ученик понимает объяснения учителя по математике, географии и другим предметам. Сейчас же этот инструмент используется избирательно и не по назначению.
4. Более широкая проблема миграции и образования
В интервью также поднимается вопрос о детях нелегальных мигрантов. По оценкам, озвученным депутатом, в России могут находиться сотни тысяч несовершеннолетних иностранцев, значительная часть которых не посещает школу. Их устройство в учебные заведения часто происходит по неформальным каналам.
Матвеев считает, что решать проблему нужно системно: стимулировать изучение русского языка в странах исхода миграционных потоков, как это исторически сложилось в Киргизии. Для тех, кто прибывает в Россию без знания языка и без намерения его изучать, он предлагает рассматривать меры вплоть до депортации.
Обратите внимание: Депутаты и избиратели.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Депутат Госдумы от КПРФ Михаил Матвеев: Эта лейка стала последней каплей. С русскими детьми нельзя так.