Кого готовить в вузах: квалифицированных работяг или творцов новой реальности?

Ряды российских студентов редеют. В предыдущем учебном году каждый десятый был отчислен.

Причины разные. По данным Минобрнауки, по состоянию здоровья выбыли 1092 человека, по собственному желанию 157 583. 186 132 студента лишены alma mater за неуспеваемость. Еще 147 тыс. покинули вузы по другим причинам. Кстати, доля выбывших по неуспеваемости постоянно увеличивается с 2020 года.

Требования в вузах растут, но их состав становится все более пёстрым. Расширяется перечень льготных категорий, да и послаблений для поступления без экзаменов все больше. Иностранцам дорога в наши вузы тоже все шире: в этом году в России обучались 376 тыс. студентов из-за рубежа, представлявших 170 государств. Это на 40 тыс. больше, чем в 2023-м. Из них 220 тысяч — граждане стран СНГ.

В то же время вузовское сообщество собирается ужесточить правила поступления для победителей и призеров олимпиад. Так, ректор МГУ Виктор Садовничийзаявлял о проблеме концентрации олимпиадников в столичных учебных заведениях. Руководители вузов считают, что им не хватает возможности самостоятельно перераспределять бюджетные места между специальностями.

Хотя олимпиадники — как раз те мотивированные дети, которые доказывают желание учиться реальными достижениями. Но их всё меньше хотят видеть в вузах в отличие от льготников. Парадокс? Да, и далеко не последний. Мы с удовольствием открываем двери для поступления на бюджет для иностранцев, при этом повышая плату для «своих» на коммерческом отделении. По данным Минобрнауки, стоимость обучения в вузах России в этом году увеличилась на 12%.

Расценки на коммерческих отделениях в мединститутах вообще поражают воображение. Например, в Сеченовском университете шесть лет обучения по направлению «Стоматология» подорожали с 4,8 млн до 5,9 млн руб. (+23%), а «Педиатрия» — с 3,9 млн до 5,3 млн (+35%). То есть обучение на врача нынче равно стоимости однокомнатной квартиры в Москве!

Так почему отчисляют за неуспеваемость? Это плохая школьная подготовка, вина ЕГЭ или на коммерческое отделение попадает кто попало? А может, причина в том, что льготники попросту не тянут? Такое впечатление, что у Минобрнауки правая рука не знает, что делает левая.

«СП» попросила прокомментировать ситуацию преподавателя физического факультета МГУ, кандидата физико-математических наукАндрея Ларичева.

— Льготные категории абитуриентов были всегда, но раньше куда меньше, чем сейчас. Да, есть спорные льготы, например, для детей судебных приставов, но эти ребята идут учиться, как правило, по юридическому профилю, сохраняя династическую преемственность: при поддержке родителей проще сделать карьеру.

Помимо «фактора льготников» есть и другие причины. Дело в том, что школьная подготовка стала иной. В 11 классе уже почти ничего не проходят, ребят фактически натаскивают на сдачу ЕГЭ, а не учат думать.

Фундаментальной подготовки средняя школа не дает.

Обратите внимание: Генсек НАТО призвал Грузию активнее готовиться к вступлению в альянс.

Когда такие выпускники приходят в вуз, они теряются, потому что возникают проблемы, над которыми надо думать, а не решать с помощью искусственного интеллекта или «Алисы». В библиотеках сидеть надо, размышлять, искать собственные решения, много читать. А этому ЕГЭ не способствует, к сожалению. К тому же в вузе нет домашних заданий, никто не подгоняет, в результате не мотивированные к учебе студенты расслабляются, и после первой же сессии «вылетают».

«СП»: Что думаете о расширении числа льготных категорий для поступления?

— Это лишь одна из проблем. Все надо рассматривать в комплексе. На мой взгляд, то, что первокурсники сейчас не умеют зачастую делать расчеты по формулам, а пытаются найти ответ в интернете — куда большая беда. Льготники эту проблему только усугубляют. Понятно, что у тех, кто набрал на ЕГЭ 80 баллов, подготовка лучше, чем у льготника, который едва наскреб 50. Но, если у студента есть мотивация, он всего добьется. У нас в МГУ есть примеры, когда ребята из провинции, менее подготовленные, чем москвичи, трудом и упорством добивались очень хороших результатов.

«СП»: Как относитесь к поступлению победителей и призеров олимпиад без вступительных экзаменов?

— В первую очередь надо принимать в расчет успехи на олимпиадах вузов, куда поступает абитуриент, потому что там задания ориентируют на требования к учебе. На них можно, что называется, «набить руку». Но в целом, олимпиады развивают навыки нетривиального мышления и учат привлекать данные из разных ресурсов, — подытоживает эксперт.

Как относятся к печальной статистике оттока студентов из вузов в Минобрнауки? Какие выводы делают и планируют ли вносить изменения в правила приема? На эти вопросы «СП» попросила ответить советника ректора РХТУ им. Менделеева, ответственного секретаря Координационного совета Минобрнауки Александра Макуренкова.

— Существуют нормативы потерь учащихся в вузе — 10%. Если эта норма превышена, надо искать системные проблемы. Я вижу их совокупность. Прежде всего, издержки ЕГЭ, который во многом отучает мыслить самостоятельно.

Также некоторое время назад было принято решение ставить более высокие баллы по естественным наукам. Это тоже сыграло роль: баллы, по сути, были искусственно завышены. Точечно было принято решение о льготном приеме детей участников СВО, некоторые не справлялись с нагрузками и требованиями, — опять же возник определенный отток. Еще один фактор — большинство нынешних начинающих студентов учились онлайн во время ковидных ограничений. Это не могло не сказаться на качестве образования.

«СП»: Имеет ли смысл не сужать, а наоборот, расширить границы приема победителей и призеров различных олимпиад?

— Во всем нужна гармония. Суть олимпиад в том, чтобы выявить наиболее талантливую молодежь и работать с ней дальше. Но превращать школьные олимпиады в вид спорта я бы не стал.

«СП»: Может быть, отток студентов — показатель их недовольства качеством обучения? Может, что-то не так в самой системе высшего образования?

— Система высшего образования сейчас меняется. Идет диспут о том, кого должны готовить вузы — высококвалифицированных специалистов или творцов новой реальности. К этому диалогу надо привлекать и молодежь.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Кого готовить в вузах: квалифицированных работяг или творцов новой реальности?.