Зрители, наблюдающие за Центральной Азией недавно выпущенного боевика Netflix 6 Underground, будут приятно удивлены появлением воображаемой страны под названием Тургистан.
Хотя на самом деле страны с таким названием нет, многие визуальные подсказки этой ренегатской диктатуры явно основывались на Туркменистане. Национальная эмблема Тургистана идентична, вымышленная страна, кажется, говорит на туркменском языке - настолько, что один персонаж выглядит разочарованным, читающим самоучитель туркменского языка - а раздутые памятники и здания в некоторых сценах являются явным намеком на то, что нужно может увидеть в Ашхабаде.
Фильм, который разыгрывается в широких комических тонах, был настолько абсурдным и легко забываемым, что было законно ожидать, что он продержится в воображении публики ненадолго. Однако туркменские власти сошли с ума.
8 января туркменская служба RFE / RL «Радио Азатлык» сообщила, что аппаратчики в северо-восточной части Лебапского велаята начали организовывать массовые собрания в школах и культурных центрах, чтобы читать лекции государственным служащим и школьникам о бедах Америки.
«Выступающие на этих собраниях говорят:« Америка - враг туркменского государства. Соединенные Штаты прилагают огромные усилия, чтобы разрушить нашу страну. Понятно, что они делают все возможное, чтобы разрушить нашу страну », - сообщил корреспондент Радио Азатлык.
Туркменистан ведет войну против Туркестана с момента выхода 13 декабря Underground 6 на стриминговом сервисе Netflix.
В конце декабря «Азатлык» сообщил, что прокатные кинотеатры оштрафованы за незаконное предоставление копий фильма, популярность которого, очевидно, быстро выросла после того, как распространились слухи о параллели с Туркменистаном. Поскольку фильм недоступен на локальном DVD, самый простой способ просмотреть фильм - загрузить его на флэш-накопитель - обычная практика в странах, где Интернет слишком медленный или дорогой. Это вынуждает сотрудников туркменских спецслужб заниматься мелкой работой.
«Мужчины в штатском едут в прокатные сказки в Ашхабаде, Туркменабате, Мары и Дашогузе и просят показать Метро 6», - сказал корреспондент «Азатлыка». «Когда заказ выполнен, покупатель получает USB-накопитель (с фильмом), но вместо того, чтобы платить, он прошивает свой значок».
Сообщается, что Netflix был заблокирован в Туркменистане вскоре после выхода фильма, хотя один читатель связался с Eurasianet.org, поскольку была опубликована более ранняя версия этого материала, чтобы заявить, что веб-сайт был доступен и что он смотрел 6 Underground в Ашхабаде. Фильм также распространяется через сайт Google Play, который также был заблокирован.
Хотя Туркменистан используется в качестве образца для некоторых аспектов Туркестана, вымышленная страна также, очевидно, представляет собой гротескно преувеличенное сочетание Ливии и Сирии с, возможно, небольшим количеством Азербайджана.
В «Подземелье 6» Тургистан вовлечен в в значительной степени необъяснимую гражданскую войну, которую ведет злой диктатор Ровач Алимов - имя, как оказалось, такое же, как у любимой лошади президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова - против своего собственного населения. В кульминации фильма призрачный американский магнат поднимает восстание давно угнетенных турджистанцев против Ровача, которого в конечном итоге отправляют в сцену, которая, на сомнительный вкус, призвана вызвать последние мгновения жизни ливийского лидера Муаммара Каддафи.
Ветхие республики постсоветского / афганского типа на протяжении десятилетий были легкой добычей для голливудских сценаристов и создателей видеоигр. Эта практика настолько распространена, что сама была пародирована в фильме 2004 года «Команда Америка: Мировая полиция», в котором представлены злодеи из охваченной террористами страны под названием Деркадеркастан.
Журналисты и политики также невольно вовлечены в игру по выдумыванию несуществующих стран в регионе.
В январе 2015 года сайтист New York Times Джон Бранч непреднамеренно создал страну Кыргызстан - запутанную смесь Кыргызстана и Узбекистана. Последовала масса интернет-мемов и в основном нежных издевательств.
Менее забавным для наблюдателей за Средней Азией было то, что в 2011 году безнадежный кандидат в президенты США Герман Кейн стремился отвести возможность быть уличенным в неясном общемировом вопросе о мировых делах, разработав свой собственный -стан.
«Я готов к ответным вопросам, и они уже начинают приходить», - сказал он тогда репортеру. «И когда они спросят меня, кто является президентом Убэки-беки-беки-беки-стан-стан, я скажу, что вы знаете, я не знаю. Вы знаете?»
Недипломатический подтекст состоит в том, что страны в регионе имеют настолько малое значение, что ожидать, что они будут знать имена их лидеров, было бы неразумным.
Правительство Центральной Азии может быть печально известно тонкокожим и неумолимым в отношении того, как их страны изображают на пленке.
В течение нескольких лет Казахстан ощетинился тем, что они воспринимали как репутационный ущерб, нанесенный персонажем Бората Саши Барона Коэна, популярность которого достигла пика с выходом в 2006 году фильма «Борат: Культурные познания Америки на благо славной нации Казахстана».
Однако со временем официальные лица пришли к выводу о полезности разоблачения, которое Казахстан предоставил Борат, и стали приписывать рост числа туристов популярности этого персонажа.
Источник eurasianet.org