Провальная попытка Газманова и Маршала: ностальгия по СССР в песне «Мама-Родина» обернулась творческим фиаско

1. Новый «патриотический» дуэт и его амбиции

Олег Газманов и Александр Маршал представили публике совместную композицию «Мама-Родина». Масштабная пиар-кампания, сопровождавшая релиз, намекала на претензию артистов создать нечто значимое в жанре патриотической песни и, возможно, даже в искусстве в целом. Однако, как показывает детальный размотр, этим планам не суждено сбыться. Ветераны эстрады не только не предложили ничего нового, но и неудачно переработали старые, гораздо более сильные образцы.

Создаётся впечатление, что музыканты работали по своеобразному «социальному заказу», но либо не захотели, либо не смогли вложить в него душу. Возможно, тема оказалась слишком далёкой от их личного, вполне благополучного опыта. Итог оказался плачевным: четыре с половиной минуты откровенной творческой неудачи, которые вряд ли смогут тронуть даже самого неискушённого слушателя.

О. Газманов и А. Маршал. Источник: https://musicnews1.org/_pu/583/35670940.jpg

2. Неудачная смесь: Митяев плюс Шевчук

Очевидно, авторы хотели создать нечто эпическое и лирическое одновременно — произведение, способное вызвать и слёзы, и гордость. Тема ностальгии по СССР сегодня крайне востребована. Вероятно, Газманов и Маршал ориентировались на успешные примеры: лирическую «Мамой» Олега Митяева и пронзительную «Родину» Юрия Шевчука. Идея смешать эти два образа («Мама-Родина») выглядела заманчиво, но на практике провалилась.

Проблема не только в том, что стилистики Митяева и Шевчука плохо сочетаются. Главная беда — в тексте. Рифма, образность, глубина — всё это куда-то испарилось, оставив после себя лишь набор простых, а порой и наивных строк. Сравните сами отрывок из новой песни:

Не была она гламурною дивой,
Да и с родословной - не очень,
И не думала, как быть ей счастливой-
Работала днём и ночью...

И это должно трогать сердца? Складывается ощущение либо наивного «что вижу, о том пою», либо неудачной стилизации, либо полного отсутствия желания сделать качественную работу.

Источник: https://moika78.ru/news2/2022/06/A72019EE-B3C5-42A4-AB08-BF99B5542CAE.jpeg

3. Что потерялось? Искренность Митяева и надрыв Шевчука

Даже прекрасные архивные кадры времён СССР, сопровождающие клип, не спасают ситуацию. Песне катастрофически не хватает двух ключевых компонентов, которые были у её предполагаемых прообразов.

Во-первых, ей не хватает тёплой, неподдельной искренности Олега Митяева, который умеет говорить о прошлом без пафоса, но с огромной любовью и тонкой грустью:

…Почему так много было кукурузы,
Почему в апреле запахи острей,
Почему зимою хочется арбуза…
А вообще-то было всё, как у людей.

Олег Митяев. Источник: https://bilook.ru/storage/images/16258297971.jpg

Во-вторых, в ней нет того выворачивающего душу наизнанку надрыва, той поэтической мощи и точности образов, которые есть в «Родине» Юрия Шевчука:

Боже, сколько лет я иду, но не сделал и шаг.
Боже, сколько дней я ищу то, что вечно со мной,
Сколько лет я жую вместо хлеба сырую любовь…

Юрий Шевчук. Источник:

Эта песня — гениальная, её любит и поёт вся страна уже больше двадцати лет. С таким наследием Газманову и Маршалу тягаться бесполезно.

4. Контекст и посыл: ответ уехавшим?

Песня «Мама-Родина» подаётся не просто как творческий проект, а как некий ответственный месседж. Создаётся впечатление, что она призвана стать символом того, что российская культура после отъезда части творческой интеллигенции не только не обеднела, но и обрела новых «героев». Своеобразный посыл: «Плачь, Гребенщиков! Рыдай, Макаревич! Маршалы идут!».

  • Отсюда и лейтмотив: Российская культура с отъездом творческой элиты ничего не потеряла. Напротив – приобрела! И газмановский «шедевр» - тому подтверждение! Плачь, Гребенщиков! Рыдай, Макаревич! Маршалы идут!!!

Однако вместо торжества «нового слова» зритель получает лишь ощущение убожества и творческой беспомощности. Становится грустно и противно от скудости музыкальных и поэтических средств, от бездарности всей этой затеи, прикрытой громкими лозунгами.

Андрей Макаревич. Источник: https://rgnp.ru/wp-content/uploads/e/6/0/e60f3997a9213f7a1152c32ca69017d2.jpeg

А что вы, друзья, думаете по этому поводу? Поделитесь в комментариях.

Для тех, кто впервые или случайно заглянул на канал, маленький нюанс: согласно закону УК РФ, в комментариях мы строго придерживаемся норм русского литературного языка. За оскорбления в чей-либо адрес – блокирую без сожалений и дополнительных предупреждений.

Всем – МИРА и толерантности!

Читайте также на моём сайте:

«…В этом чёрно-белом мире упрощённого сознания… людям со сложным сознанием очень тяжело»: 16 мая Юрию Шевчуку исполнилось 65 лет
Соло для журналиста с квартетом
16 мая

Уехать нельзя остаться. Запятую каждый поставит сам
Соло для журналиста с квартетом
27 марта

«И я уезжаю, совсем уезжаю куда-то в чужие города и края». Звёзды уехали, а разговоры остались
Соло для журналиста с квартетом
3 июня

Этери Тутберидзе. Работа – это тоже Родина
Соло для журналиста с квартетом
22 мая

«Из всех наслаждений, отпущенных человеку, самое изысканное – шевелить мозгами»: 20 мая день рождения Бориса Акунина
Соло для журналиста с квартетом
20 мая

#шоу-бизнес #новости шоу-бизнеса #газманов #александр маршал

#российские музыканты

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Из песни слова не выкинешь. а всю песню - запросто. Олег Газманов и Александр Маршал предложили свой вариант возвращения в ссср. Неудачно.