Северная Корея как вызов для новой администрации США после выборов

Когда Барак Обама находился на 75-м дне своего президентства, Северная Корея произвела запуск мощной ракеты, что стало одним из первых серьёзных международных кризисов для его администрации. Аналогично, при Дональде Трампе первое ракетное испытание Пхеньяна состоялось уже на 23-й день его пребывания у власти, в момент ужина с премьер-министром Японии Синдзо Абэ.

1. Провокации как инструмент привлечения внимания

В связи с этим возникает вопрос: если Джозеф Байден победит на выборах 3 ноября, повторит ли Северная Корея свою тактику и устроит провокацию в начале работы новой администрации? Предсказать действия Пхеньяна сложно, учитывая закрытый характер этого государства. Однако известно, что северокорейское руководство внимательно следит за политическими процессами в Вашингтоне и умело использует моменты смены власти для привлечения внимания к себе, отодвигая на второй план такие темы, как выборы, протесты или пандемия.

Таким образом, вне зависимости от того, кто победит — Байден или Трамп, — новой администрации, возможно, придётся раньше срока столкнуться с вызовом со стороны Северной Кореи.

2. Ядерная программа: цена и тупик переговоров

Проблема денуклеаризации КНДР остаётся одной из самых сложных в американской внешней политике. С 2006 года страна провела шесть ядерных испытаний и запустила три межконтинентальные баллистические ракеты (МБР). Ким Чен Ын рассматривает это оружие как гарантию безопасности режима и сдерживания внешней агрессии.

Однако эта гонка вооружений имеет высокую цену. Санкции, введённые против Пхеньяна, фактически изолировали одну из беднейших стран мира от международной торговли, ограничив возможности для экономического роста и улучшения жизни населения — что является ключевым обещанием Кима.

Администрация Трампа надеялась, что санкции заставят Северную Корею пойти на уступки, а личные встречи президента с Кимом приведут к прорыву. Однако переговоры зашли в тупик после саммита в Ханое в 2019 году. Трамп настаивал на «большой сделке» — полном отказе от ядерной программы в обмен на снятие санкций, в то время как Ким был готов лишь закрыть ядерный объект в Йонбене за частичные послабления.

Как отметил бывший сотрудник разведки Маркус Гарлаускас, фундаментальной проблемой является не отсутствие диалога, а нежелание Кима отказываться от ядерного арсенала, который он считает жизненно важным, несмотря на высокую цену.

Администрация Трампа считает свою политику успешной, поскольку с ноября 2017 года Северная Корея не проводила испытаний ядерного оружия или МБР. Это стало результатом неформальной договорённости, достигнутой на первом саммите: Ким приостановил испытания МБР и ядерных бомб, а США сократили масштаб военных учений с Южной Кореей.

Однако это соглашение не распространялось на ракеты меньшей дальности, испытания которых продолжаются. Более того, Пхеньян не обязался прекращать разработку нового оружия. В октябре 2020 года на параде была продемонстрирована новая мощная МБР, способная нести несколько боеголовок, что свидетельствует о продолжении работ в этой области.

3. Перспективы после выборов: возможные сценарии

Ким заявил, что больше не считает себя связанным обещанием не испытывать МБР, обвинив США в срыве переговоров. Эксперты не исключают, что испытание новой гигантской ракеты может стать следующим шагом Пхеньяна для привлечения внимания после американских выборов.

«Я нисколько не удивлюсь, если северокорейцы предпримут какой-то шаг... особенно если Байден победит», — сказал бывший помощник госсекретаря США Эванс Ревир. По его мнению, Пхеньян может попытаться поставить новую администрацию в сложное положение с самого начала, как это было при Обаме.

Для Байдена, если он победит, ключевой вызов может возникнуть уже в переходный период. На его предвыборном сайте политика в отношении КНДР описана весьма общо, поэтому новой команде придётся быстро разработать стратегию и назначить ответственных лиц.

Джозеф Юн, бывший спецпредставитель Госдепартамента по Северной Корее, подчеркнул важность быстрого установления контактов с Пхеньяном и чёткого обозначения «красных линий», чтобы предотвратить нежелательные провокации. «Вы можете послать сообщение... мы хотим поговорить, но дайте нам время и, пожалуйста, не проводите испытаний», — отметил он.

4. Вызовы для обеих сторон

Каждый из кандидатов имеет свои преимущества и недостатки в подходе к Северной Корее. Личные отношения Трампа с Кимом могут помочь поддерживать диалог, но его требование полной и немедленной денуклеаризации выглядит нереалистичным.

Байден, критиковавший «дружбу» Трампа с «головорезом» Кимом, имеет шанс на новый подход. Ему не обязательно настаивать на мгновенной денуклеаризации, но ему придётся учесть неудачный опыт прошлых постепенных соглашений. Кроме того, Байдену необходимо восстановить доверие союзников — Японии и Южной Кореи, гарантировав им надёжную защиту со стороны США.

В конечном счёте, и Байден, и Трамп сталкиваются с одной и той же фундаментальной проблемой: как убедить Северную Корею прекратить разработку ядерного оружия и ракет, а в итоге — отказаться от арсенала, который она считает основой своей безопасности. На данный момент ни у одной из сторон нет очевидного ответа на этот вопрос.