ЦБ предупреждает: мошенники используют мессенджеры для кражи денег через поддельные счета ЖКХ

Эксперты Банка России настоятельно рекомендуют гражданам избегать общения с якобы представителями банков или госорганов в мессенджерах и социальных сетях, а также ни в коем случае не переходить по ссылкам из таких сообщений. Это один из самых распространенных современных способов мошенничества.

Как отмечают специалисты образовательного проекта ЦБ «Финансовая культура», злоумышленники постоянно ищут новые уловки, проникая во все сферы жизни, включая оплату жилищно-коммунальных услуг. В своем Telegram-канале они привели типичный пример аферы с фальшивыми квитанциями за электроэнергию.

1. Реальная история обмана

История произошла с пенсионеркой, сына которой зовут Ренат. Женщина привыкла платить за ЖКУ через портал госуслуг. В один из дней ей в мессенджер пришло сообщение от пользователя с аватаркой, похожей на логотип госуслуг. В сообщении утверждалось, что сайт временно не работает, и предлагалось оплатить счет на сумму более 5 тысяч рублей по «резервной» ссылке. В качестве бонуса обещалась скидка 30% при оплате до конца дня.

«Пожилая женщина, обрадовавшись возможности сэкономить, перешла по ссылке и ввела данные своей банковской карты. Практически мгновенно ей позвонил «оператор», который сообщил, что перевод идет на подозрительный счет, и для его отмены необходимо продиктовать коды из пришедших SMS», — рассказывается в публикации.

Доверчивая пенсионерка назвала коды, после чего получила уведомление не об отмене, а об успешном списании 20 тысяч рублей с ее счета.

Обратите внимание: Жители и гости Кировской области стали чаще оплачивать покупки банковскими картами.

Обман раскрылся слишком поздно.

2. Что делать, если вы стали жертвой мошенников?

Специалисты ЦБ дают четкий алгоритм действий: при малейшем подозрении на мошенничество нужно немедленно заблокировать карту через банк и обратиться с заявлением в полицию о незаконном списании средств.

«Важно понимать, что финансовые организации обычно не компенсируют ущерб, если клиент по собственной неосторожности передал мошенникам конфиденциальные данные, например, коды из SMS. Тем не менее, подать жалобу в банк на несанкционированную операцию необходимо. Банки передают такие сведения в Банк России, который формирует общую базу мошеннических счетов и карт. Все кредитные организации имеют к ней доступ и обязаны блокировать подозрительные операции. Чем больше пострадавших обращается, тем быстрее преступные схемы будут обезврежены», — разъяснили в регуляторе.

3. Главные правила цифровой безопасности

Эксперты призывают граждан быть предельно бдительными и обязательно объяснить эти правила пожилым родственникам:

  • Не доверяйте сообщениям от «служб поддержки» в мессенджерах и соцсетях. Официальные организации не решают финансовые вопросы через Telegram, WhatsApp или «ВКонтакте».
  • Никогда не переходите по ссылкам из подозрительных сообщений, даже если они кажутся срочными или сулят выгоду.
  • Внимательно проверяйте адресную строку сайта, на котором собираетесь ввести логин, пароль или данные карты. Мошенники часто создают сайты-клоны, адрес которых отличается от настоящего всего одной буквой или символом.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Специалисты ЦБ посоветовали не поддерживать общение с «представителями» банков и ведомств в мессенджерах и соцсетях, и не переходить по их ссылкам.