Резонанс не только у автомобилистов, но и вообще у всех, кто что-то слышал, вызвала информация о том, что Госдума внесла на второе чтение законопроект об электронной очереди на границах. Комментировать этот документ пришлось даже пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову, причем в неожиданном контексте.
На брифинге для журналистов во вторник ему задали вопрос: связан ли законопроект с намерением ограничить выезд россиян за границу? Ответ отрицательный: в Кремле нет таких намерений.
Вся эта история началась с того, что в понедельник профильный комитет Госдумы одобрил ко второму чтению поправки к закону «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в России», обязывающие заранее резервировать дату и время пересечения российской бордюр для грузовиков. Во вторник законопроект должен был быть рассмотрен на пленарном заседании, но в результате всей шумихи его сочли целесообразным отложить до февраля.
После Пескова самому автору законопроекта, главе комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгению Москвичеву пришлось объяснять, что простых граждан, водителей личных автомобилей, этот закон не касается. «Эксперт» разобрался в ситуации.
1. Владельцы легковушек могут не беспокоиться
Как сообщалось, он также должен вступить в силу уже с 1 марта 2023 года.
Как рассказал журналистам Евгений Москвичев, введение механизма резервирования даты и времени пересечения границы РФ касается только международных перевозчиков на грузовых автомобилях. Он направлен на устранение длинных очередей на контрольно-пропускных пунктах. И это предложение если и касается легкого частного автотранспорта, то не ограничениями, а наоборот тем, что ускорит движение через границу.
Необходимость стоять в электронной очереди для дальнобойщиков также коснется не всех КПП, а только тех, где скапливаются многокилометровые пробки от большегрузов.
"Мы хотим ликвидировать эту очередь в некоторых пунктах - не на всех, а только в тех, где простои сегодня составляют 10-15 дней, чтобы водители быстрее пересекали госграницу", - сказал Москвичев.
Законопроект был подготовлен профильным комитетом Госдумы по поручению Минтранса в середине прошлого года.
Как говорится в документе, после принятия закона российскому правительству предстоит установить перечень автомобильных пунктов пропуска через государственную границу, где создаются резервации. Для проезда по ним необходимо получить цифровое разрешение – бесплатно, через государственную информационную систему электронных транспортных документов.
Отказ в электронной очереди возможен только в случае не предоставления заявителем документов и сведений. Перечень этих документов будет определен правительством после принятия закона.
В обосновании, опубликованном одновременно с законопроектом в Системе законодательного обеспечения 18 августа 2022 года, указано, что вся электронная очередь начнет функционировать с 1 марта 2023 года. С тех пор исправления в примечание не вносились, но по времени он устарел.
Сейчас Евгений Москвичев предполагает, что закон может вступить в силу с сентября 2023 года, а электронная очередь, вероятно, начнет полноценно функционировать с 1 марта 2024 года. Среди проблемных пунктов пропуска, где эта система будет наиболее востребована, депутат упомянул Забайкальск (граница с Китаем), «Увре Ларс» (граница с Грузией), «Яраг-Казмаляр» (граница с Азербайджаном).
2. Что изменится для дальнобойщиков
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что принятие обеспечит комфортные условия пересечения государственной границы РФ, сократит время прохождения и увеличит пропускную способность. По собственным словам, Евгений Москвичев описывает это так: «Любой перевозчик запишется на время, рассчитает, во сколько он приедет, и все.
Обратите внимание: Турция может закрыться для туристов в ближайшее время.
Въезд на КПП — «зеленая улица», полоса — отдельная водитель проедет границу за 20 минут и поедет дальше. И вам не придется ждать 10-15 дней».Сергей Богатов, транспортный юрист юридической фирмы «Богатов Групп», которая, в частности, консультирует национальную ассоциацию «Грузавтотранс», заявил «Эксперту», что считает законопроект позитивным для автотранспортной отрасли.
«Я предполагаю, что принимается разумная мера, позволяющая прогнозировать грузопотоки, загруженность пунктов пропуска в определенное время. Заранее будет понятно, кто и что везет и как работает таможня в тот или иной момент, — говорит С. Богатов. - Другое дело, что только жизнь и реальная практика могут показать эффективность применения закона. Не исключены ситуации, когда кому-то нужен срочный транспорт, а встать в очередь заранее не удалось. Все зависит от того, на какое время можно будет встать в очередь, и это будет определено по результатам устава».
Другое дело, что граница имеет две стороны. И неизвестно, как приграничное государство отнесется к правилам электронной очереди, установленным Россией.
«На территории другой страны свои законы. Есть соглашения со странами Содружества, мы признаем законы друг друга, это позволит нам быстрее договориться о новых правилах. Нам проще и быстрее пройти таможенные процедуры, - напоминает юрист. - Но если мы условно возьмем Литву, то неизвестно, как с той стороны будет работать наша электронная очередь. Это будут решать их политики».
Никто не может дать гарантий, что наши изменения в законодательстве что-то улучшат на западных границах.
Напомним, что по статистике, несмотря на западные санкции, грузоперевозки через границу увеличились на 7% в 2022 году%.
Например, по отчетам фрахтовой биржи АТИ.СУ, количество в ноябре увеличилось на 28% (по сравнению с предыдущим месяцем), в декабре - на 22%. Прорывную динамику в течение года продемонстрировали направления в Азербайджан (рост на 286%), Армению (на 265%) и Иран (на 204%). Также был замечен рост грузоперевозок в Китай, но его замедлили анти-COVID-ограничения Пекина, которые сейчас сняты.
Больше интересных статей здесь: Новости.